Экологическое проектирование

Экологическое проектирование

Экологическое проектирование – это комплекс работ по подготовке и последующему согласованию в надзорных органах пакета экологической документации, необходимой для осуществления любой хозяйственной деятельности в соответствии с требованиями природоохранного законодательства РФ.

Ни одно предприятие, ни один строительный или любой другой объект, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, не имеют права вести свою деятельность без соответствующе разработанного и оформленного экологического проекта.

Наши квалифицированные специалисты разработают для вашего предприятия качественную проектную документацию.

  1. ОВОС (Оценка воздействия на окружающую среду) любого уровня сложности.


Состав и основные задачи проекта


Данный проект проводится на предпроектной стадии с целью обоснования инвестиций в строительство, учитывая возможные негативные воздействия на окружающую среду при строительстве/реконструкции объектов. Представляет собой оценку воздействия на окружающую среду, прогнозирование ее состояния при строительстве и последующей эксплуатации намеченного объекта, производится для создания благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. 

Разработка проекта ОВОС является обязательной для хозяйствующего субъекта для обоснования намечаемой хозяйственной или иной деятельности.



Этапы разработки проекта ОВОС

Первый этап:

1. Информирование и уведомление органов власти и общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности

  1. 2. Проведение предварительной оценки (информация о намечаемой хозяйственной и иной деятельности; о состоянии окружающей среды; о возможных значимых воздействиях на окружающую среду и мерах по уменьшению воздействия) и предварительной консультации для определения участников процесса (в т.ч. заинтересованной общественности)

  2. 3. Составление заказчиком технического задания (ТЗ) на проведение ОВОС

Второй этап: 

  1. 1. Проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду в соответствии с ТЗ, включает:

    • - Учет альтернатив реализации, целей деятельности, способов их достижения

    • - Определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации

    • - Оценка значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий

  2. 2. Ознакомление заинтересованной общественности с предварительным вариантом материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и представление своих замечаний

Третий этап:  

  1. 1. Подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду .

  2. 2. Утверждение окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду и передача его для использования при подготовке обосновывающей документации

  3. 3. Предоставление окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду на государственную экологическую экспертизу, а также на общественную экологическую экспертизу (если таковая проводится).

Законодательная база

Проведение ОВОС для всех видов намечаемой хозяйственной или иной деятельности предусмотреноФедеральным законом от 23.11.95 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе". Процесс проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и подготовку соответствующих материалов регламентирует Приказ Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. N 372 "Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации" .

Отсутствие проведения оценки воздействия на окружающую среду является нарушением законодательства Российской Федерации в области охраны природы и влечет для виновных лиц ответственность в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации.


  1. ПМООС (Перечень мероприятий по охране окружающей среды).


Состав и основные задачи проекта

Разрабатывается в составе проектной документации для строительства/реконструкции зданий и сооружений и содержит комплекс мероприятий по сохранению экологической безопасности территории.

Является обязательным разделом проектов реконструкции или нового строительства. Документ содержит комплекс мероприятий по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности и технических решений по предупреждению негативного воздействия проектируемого объекта на окружающую среду, необходимых для реализации намечаемой деятельности, контроля хода строительства, а также для обеспечения экологически безопасной эксплуатации объекта.



Основной целью разработки раздела Проекта ПМООС является получение разрешения на строительство, реконструкцию или ликвидацию объекта органами Государственной экспертизы. Все работы по строительству, реконструкции, ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов могут осуществляться только по проектам, в составе которых имеется раздел ПМООС.

Этапы разработки проекта ПМООС

  • 1. выявление зоны воздействия деятельности объекта на окружающую среду;

  • 2. определение уровня воздействия объекта на окружающую среду при различных вариантах реализации проекта;

  • 3. мероприятия по предотвращению или снижению возможных неблагоприятных воздействий на среду по основным принимаемым решениям и оценка их эффективности и достаточности;

  • 4. мероприятия по организации мониторинга за состоянием окружающей природной среды.

После разработки раздел ПМООС в составе проектной документации сдается на государственную экспертизу или государственную экологическую экспертизу, по результатам которых выдается заключение.

Законодательная база

Разработка раздела ПМООС проводится согласно положениям Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и требованиям Постановления Правительства РФ от 16.02.2008г. «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Не соблюдение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление проектирования, размещения, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов (Статья 34, п.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).


  1. СЗЗ (Проект организации санитарно-защитной зоны)


Состав и основные задачи проекта


Проект, определяющий зону вокруг предприятия, вблизи которой не могут находиться жилые и селитебные зоны (зоны отдыха, детские сады и школы, лечебные учреждения и т.д.)


Санитарно-защитная зона (СЗЗ) - территория, ширина которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническим нормативом, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническим нормативом, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.


Границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и /или физического воздействия, либо от границы промышленной площадки до ее внешней границы в заданном направлении.


Организация СЗЗ необходима, чтобы снизить уровень загрязнения атмосферы, уровень шума и другие негативные воздействия.


Проект СЗЗ обязаны разрабатывать предприятия, которые являются источниками химического, физического или биологического воздействия и которые относятся к объектам I—III классов опасности.



Этапы разработки проекта СЗЗ


Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.


В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены:


- размер и границы санитарно-защитной зоны;

- мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;

- функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.


Разработка проекта организации санитарно защитной зоны предполагает:


  1. Разработку материалов организации СЗЗ:


    • Определение расчетных показателей проекта СЗЗ


    • Определение фактических данных ( объемы выбросов, измерение уровня шума);


    • Обоснование предполагаемой границы СЗЗ


    • Определение размеров и границ санитарно-защитной зоны


  2. Оформление материалов Проекта СЗЗ в соответствии с действующими требованиями надзорных органов

  3. Согласование Проекта СЗЗ в уполномоченных государственных органах и получение Санитарно-эпидемиологического Заключения на Проект СЗЗ.


Законодательная база


Мероприятия, связанные с разработкой и утверждением положений проекта СЗЗ, регламентируются СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03.


Срок действия проекта СЗЗ определяется сроком действия предприятия. Изменения в проект СЗЗ вносятся при внедрении новых проектов на смежных территориях.


  1. Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.



  2. Состав и основные задачи проекта

    Предприятия, осуществляющие хозяйственную деятельность, обязаны проводить инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документировать и хранить полученные сведения.




    Этапы разработки проекта по проведению инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух


    а) подготовительный;


    б) проведение инвентаризационного обследования;


    в) обработка результатов обследования и оформление выходных материалов.


    На первом этапе составляются краткая характеристика предприятия, как источника загрязнения атмосферы, балансовые схемы и описания основных технологий. При этом должны быть определены выделяемые загрязняющие вещества и их источники.


    На втором этапе проводится обследование источников выделения и загрязнения атмосферы, эффективности пылегазоочистного оборудования, определяются их характеристики.


    На третьем этапе систематизируются результаты, анализируется заполнение бланков формы N 1-воздух, составляется перечень методик, используемых для определения концентраций, и расчетных методик определения выбросов загрязняющих веществ.


    Законодательная база


    Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ атмосферный воздух определяется в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Глава IV.


    Отсутствие инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу или предоставление недостоверных сведений влечет за собой административную ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.


    Срок действия проекта


    Инвентаризация проводится один раз в пять лет. В случае реконструкции, изменения технологии, технологической схемы, производительности проводится уточнение/корректировка данных ранее проведенной инвентаризации.


    На объектах, вводимых в эксплуатацию, инвентаризация стационарных источников, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводится не позднее, чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию.


  3. Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ - это оценка уровня загрязнения атмосферы выбросами предприятия с целью определения количественного и качественного состава выбросов по ингредиентам.




  1. ПДВ (Предельно допустимые выбросы).



  2. Состав и основные задачи проекта


    Предельно допустимый выброс - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха.



    Проект ПДВ необходим для предприятий, имеющих источники выбросов в атмосферу (стоянка/гараж, обрабатывающее оборудование, котельная, АЗС, и т.д.).


    Проект (ПДВ) необходим для установления нормативов ПДВ, на основании которых определяется размер платежей за негативное воздействие на атмосферный воздух.


    Этапы разработки проекта ПДВ


    1. Инвентаризация всех источников выбросов объекта и выделяемых ими веществ


    2. Составление проекта ПДВ и согласование его в соответствующих государственных органах


    3. Получение разрешения на выброс вредных веществ в атмосферу


    Законодательная база


    Проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) разрабатывается во исполнение Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" от 10.01.2002 г. №7-ФЗ, Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ.


    Несоблюдение экологических требований по проекту ПДВ при осуществлении хозяйственной и иной деятельности влечет за собой административную ответственность (наложение штрафа; приостановление деятельности) согласно Кодексу РФ по административным правонарушениям.


    Срок действия проекта


    Проект ПДВ разрабатывается сроком на 5 лет. Требует ежегодного проведения инструментальных замеров на определенных точках, указанных в графике контроля выбросов.



  1. ПНООЛР (Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение).


Состав и основные задачи проекта


Данный документ необходим для предприятий, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами: от мусора при уборке территории и пищевых отходов в кафе до опасных отходов производства.

Разработка проекта НООЛР обязательна для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.


Лимиты на размещение отходов устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории. Если лимит превышен, предприятию грозит штраф.



Основными задачами при разработке ПНООЛР являются:


  • определение (расчет) нормативов образования отходов;


  • определение (расчет), на основе нормативов образования отходов и объема произведенной продукции (оказанных услуг, выполненных работ), количества ежегодно образующихся отходов;


  • обоснование количества отходов, предлагаемых для использования и (или) обезвреживания;


  • обоснование количества отходов, предлагаемых для размещения в конкретных объектах размещения отходов.

  •  

Этапы разработки проекта НООРЛ


  1. Сбор информации о предприятии (проведение инвентаризации) и сбор необходимых документов, требующихся для разработки проекта


  2. Разработка тома ПНООЛР


  3. Согласование в местных органах Роспотребнадзор


  4. Утверждение проекта НООЛР в Управлении Росприроднадзора и получение «Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» .


Законодательная база


Разработка ПНООЛР происходит в соответствии Приказом Ростехнадзора РФ № 703 от 19.11.07 и с приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 5 августа 2014 г. N 349 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" .


При отсутствии ПНООЛР хозяйствующий субъект несет ответственность (имущественную, дисциплинарную, административную или уголовную) в соответствии с законодательством Российской Федерации (КоАП).


Срок действия проекта


Срок действия проекта ПНООЛР и разрешения - 5 лет.


В некоторых регионах РФ срок действия проекта - 5 лет, а разрешение выдается на 1 год и каждый год продляется. Данную информацию можно узнать в согласующих органах (местных органах Росприроднадзора).


  1. НДС (Нормативы допустимых сбросов в водный объект)


Состав и основные задачи проекта


В проекте выполняется расчет допустимых сбросов загрязняющих веществ, поступающих в водный объект с производственными и сточными водами в результате хозяйственной и иной деятельности предприятий.


Проект НДС является обязательным для разработки предприятиям, которые осуществляют сброс сточных вод в водный объект. Кроме того, норматив допустимого сброса должен быть установлен для каждого загрязняющего вещества в каждом выпуске сточных вод и для предприятия в целом.



Этапы разработки проекта НДС


  1. Осуществление инвентаризации источников сбросов


  2. Разработка и оформление проекта НДС


  3. Согласование и утверждение проекта НДС в государственных органах.


Проект НДС по общему правилу должен содержать, в том числе:


- ситуационный план (карту-схему) местности с привязкой к территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для сброса сточных, в том числе дренажных вод с указанием сведений (географических координат и расстояния в километрах от устья (для водотоков) о местонахождении каждого выпуска сточных, в том числе дренажных вод;


- план территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, с наложением сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации с указанием мест размещения очистных сооружений;


- данные о технологических процессах, в результате которых образуются сточные, в том числе дренажные воды;


- данные о составе очистных сооружений, эффективности очистки.


Законодательная база


Документами, определяющими проведение проекта НДС, являются Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ«Об охране окружающей среды»; Федеральный закон «Водный кодекс РФ» от 12.04.2006 г. № 74-ФЗ; постановление Правительства РФ № 469 от 23.07.2007 г. «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»; Постановление РФ № 881 от 30.12.2006 г. «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты».


Несоблюдение экологических требований по проекту НДС при осуществлении хозяйственной и иной деятельности влечет за собой ответственность согласно Кодексу РФ по административным правонарушениям.


Срок действия проекта


Срок действия Проекта нормативов допустимых сбросов и Разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект) при условии неизменности производственного процесса – 5 лет.


На основании согласованного Проекта нормативов допустимых сбросов выдается Разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект). Если лимиты на сбросы не установлены, то разрешение на сброс выдается на срок действия нормативов допустимых сбросов. В случае установления лимитов срок действия разрешения составляет один год.


Получить консультацию

Оставить заявку
Отправить
Нажимая на кнопку «Отправить», Вы даете согласие на обработку персональных данных в соответствии с положением об обработке персональных данных