Резолюция учредительного заседания Комитета по развитию Арктики Международного Союза Экономистов
В ходе заседания Комитета по развитию Арктики Международного Союза Экономистов подчеркивалось, что Арктика долгое время находилась вне системы глобальных политических процессов, вследствие своей географической удаленности и неблагоприятного климата. В последние годы ученые, политики все чаще и чаще стали говорить об Арктике не только как о территории с суровыми климатическими условиями, с самой низкой плотностью населения на Земле, слабой инфраструктурной освоенностью ее районов, но и о как мегарегионе. Находясь между двумя океанами и примыкая к трем континентам, он оказывает большое влияние не только на климат и экологию. Развитие международного сотрудничества в этом регионе содействует установлению новых принципов взаимоотношений между государствами в условиях глобальных изменений в мировом экономическом и политическом балансе сил, уходу в прошлое однополярного мира.
Стратегическое значение Арктики для современного и перспективного развития мира и России многогранно и общепризнано. Тема Арктики и сопряженные с ней вопросы находятся в центре общественного внимания. По мнению участников заседания, причинами повышенного интереса мирового сообщества к Арктике являются ее большой ресурсный потенциал, перспективы транспортной системы морских перевозок, незавершенное оформление демаркации международных северных морских пространств и арктического шельфа, а также проблема таяния льдов и потепления климата.
Ведущая роль в Арктике по-прежнему принадлежит России. После распада СССР в условиях новой геополитической ситуации в мире Российская Федерация приступила к формулированию новой арктической политики, ибо в 80-90-х годах прошлого века многое из советского опыта было утеряно. За последние годы приняты основополагающие документы, которыми установлены главные цели, задачи, стратегические приоритеты и механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике.
С образованием в 2015 году Государственной комиссии по вопросам развития Арктики начинается новый современный этап развития и освоения Российской Арктики. Как показывают первые полтора года работы Госкомиссии, ее образование было оправданным, оптимальным и вызвано целым рядом объективных факторов. Среди них участники заседания отметили: значительное возрастание роли Арктики в последние годы в социально-экономическом развитии России; улучшение координации деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других организаций и компаний в реализации государственной арктической политики; усиление влияния Центра за деятельностью органов государственной власти Арктической зоны Российской Федерации, крупнейших хозяйствующих субъектов, ведущих разведку и добычу углеводородов в Арктическом регионе; усиления контроля за денежными средствами, выделяемыми на решение задач в Арктике, в том числе и по очистке территории от прежней хозяйственной деятельности; потребность решения целого комплекса задач по развитию международного арктического сотрудничества, обеспечению государственной и общественной безопасности в арктическом регионе.
Насколько эффективной окажется работа Госкомиссии, покажет время, однако необходимость усиления государственного регулирования северных и арктических территорий не вызывает сомнений. Ее деятельность должна устранить размытость ответственности за реализацию государственной политики Российской Федерации в Арктике, она должна объективно, не шаблонно оценивать обстановку в Арктике, определять ее болевые точки и нерешенные проблемы, своевременно принимать решения.
В отличие от многочисленных экспертных организаций арктической направленности, созданный Комитет по развитию Арктики Международного Союза Экономистов видит главную цель своей деятельности в оказании научного, информационно-аналитического содействия и экспертной поддержки государственной власти по вопросам экономического развития Арктики, в том числе и деятельности Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, а также внедрения новых технологий изучения и освоения Российской Арктики.
***
На своем первом заседании члены Комитета поддержали проект художественного фильма «Белая карта» режиссера Александра Мельника. Данный фильм, по мнению создателей картины, будет способствовать формированию арктического сознания у граждан России, понимания ими исторической важности Арктики в жизни и развитии нашего государства.
В ходе обсуждения проблем освоения и развития Арктики было обращено внимание на быстрейшее принятие комплексного закона об Арктике. Представляется, что с принятием этого закона будет создан весь основной комплекс нормативно-правовой базы для особого правового регулирования социально-экономического развития Арктической зоны как самостоятельного объекта государственной политики.
Отмечено, что санкции США и европейских стран, ограничивают временные сроки реализации стратегических проектов разведки и добычи углеводородов на арктическом шельфе России. Адресность санкций демонстрирует реальность соперничества в этом регионе мира по освоению его ресурсов. Санкции показывают, что Запад крайне не заинтересован в продвижении России по этому пути, и он будет вести санкционную политику, даже если западные компании будут нести убытки и выходить из выгодных проектов в России. В этих условиях для России импортозамещение становится единственно правильной стратегией на ближайшую и долгосрочную перспективу. Анализ показывает, что при объективной оценке ситуации и расстановке приоритетов вполне возможно выработать план действий, в результате которых в России будут созданы необходимые технологии для добычи нефти на шельфе. Для их создания есть время, потому что сегодня для сохранения объемов добычи углеводородов России не обязательно эксплуатировать арктические шельфовые месторождения – в стране есть сухопутные месторождения, добыча из которых рентабельна и при нынешних низких ценах на нефть.
Обращено внимание на необходимость неукоснительного обеспечения экологической безопасности в Арктике. К основным вызовам и угрозам экологического характера в Арктической зоне России отнесено: прогрессирующее загрязнение и деградация компонентов природной среды в условиях усиливающейся антропогенной нагрузки, накопление отходов и поступление загрязняющих веществ в результате трансграничного переноса; высокие риски и затраты при освоении природных ресурсов; высокая степень износа основных производственных фондов; глобальные климатические изменения и их влияние на зону распространения многолетнемерзлых грунтов, развитие опасных гидрометеорологических, ледовых и других природных процессов, увеличение риска и ущерба от этих процессов, техногенных аварий и катастроф. Российские партнеры по арктическому клубу нередко использовали экологические вопросы в качестве инструмента мягкой силы, для вытеснения России из Арктики, что особенно ярко высветил конфликт с участием «Гринпис» на платформе «Приразломной» в 2012 г. Только достаточно жесткие действия России позволили купировать данную провокацию. Именно экологическая составляющая позволяет говорить об экологически ответственной модели хозяйствования в Арктике, когда приоритет в управленческих решениях отдается экологическим вопросам, а не только получению прибыли. На взгляд участников собрания, России необходимо принять и публично презентовать мировому сообществу комплексную программу по очистке акватории от радиоактивных отходов, тем самым устранить почву для спекуляций и нападок по поводу неспособности нашей страны обеспечить экологическую безопасность Арктики.
Несмотря на то, что грузопоток Северного морского пути растет год от года, он недостаточно востребован для значимых транзитных перевозок из Европы в Азию и обратно. По мнению членов Комитета, особого внимания заслуживает вопрос создания в рамках морской политики отечественного флота для перевозки сжиженного газа. СМП как единая транспортная коммуникация России должен способствовать формированию арктической транспортной инфраструктуры и вовлекать в хозяйственную деятельность прилегающие российские арктические регионы. Его развитие необходимо рассматривать в тесной увязке с иными видами транспорта, обеспечивающими его насыщение достаточным объёмом грузов. В стране есть понимание и надежда на то, что успешное развитие СМП станет необходимым условием не только освоения Арктики, но и тем «звеном», «точкой роста», которая будет способствовать экономическому подъему России в целом.
Необходимо точечное определение крупных инвестиционных инновационных экономических проектов в каждом субъекте Арктической зоны Российской Федерации.
Обращено внимание на усиление поддержки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Уменьшается объем средств федерального бюджета, предоставляемых регионам на поддержку экономического и социального развития коренных народов. Среди аборигенного населения Севера накапливаются проблемы здравоохранения. До 60 лет умирают 70% лиц коренного населения, в то время как в целом по России этот показатель равен 30%. Уровень материнской смертности в районах Крайнего Севера почти в 2 раза превышает среднероссийский показатель. Продолжительность жизни народов Севера на 18-20 лет ниже, чем в среднем по стране. В связи с этим необходимо кардинально менять подходы по медобслуживанию коренных народов, улучшать подготовку медицинских кадров и создавать им выгодные условия труда в местах проживания коренных малочисленных народов Севера.
Поддержаны усилия руководства государства по укреплению обороны страны в арктическом регионе. По мнению членов Комитета угрозами национальной безопасности России в арктическом регионе являются: усиление военного присутствия в Арктике приарктических государств и других стран НАТО; рост боевых возможностей группировок коалиционных и национальных ВС (ВМС) США и НАТО; развитие систем ПРО морского базирования и раннего предупреждения; рост активности спецслужб иностранных государств по ведению разведывательной деятельности в Арктике и на приграничной территории Российской Федерации; проведение многонациональных военных учений и смещение районов боевой подготовки в Арктическую зону; увеличение военной спутниковой группировки США, нацеленной на Арктику; стремление руководства Норвегии изменить статус архипелага Шпицберген как демилитаризованной зоны, сократить и в перспективе полностью вытеснить Российскую Федерацию с архипелага; противодействие рыбопромысловой деятельности Российской Федерации в Норвежской экономической зоне путем ужесточения требований к рыболовным судам в районах промысла и неправомерных действий по отношению к ним со стороны властей Норвегии; стремление ряда иностранных государств (США, Норвегии, Японии, Китая и Канады) придать Северному морскому пути статус международной транспортной магистрали. Отмечено, что российские программы по модернизации Вооруженных Сил и увеличению военного присутствия в арктической зоне не направлены против каких-либо государств региона, хотя подобные опасения и имеются у наших зарубежных партнёров. Принимаемые нашей страной меры направлены для защиты национальных интересов России, способствует сохранению баланса сил в регионе и противодействию вместе с правоохранительными органами и спецслужбами новым вызовам и угрозам безопасности.
***
На собрании было утверждено Положение о Комитете по развитию Арктики Международного Союза Экономистов. Решено в структуре Комитета создать несколько рабочих групп по наиболее актуальным вопросам освоения и развития Арктики с учетом научных и профессиональных интересов его членов.
Поддержано предложение о создании Арктического клуба Дома экономиста. Ближайшее его заседание будет посвящено 20-летию образования Арктического совета.
Заседание Арктического клуба Международного Союза экономистов состоится 08 сентября 2016 года в Доме экономиста по адресу г. Москва, Тверская 22 А.