От сажи нам не спрятаться, не скрыться...
Откуда пылища?
Вопрос происхождения черного налета на окнах горожан и на снежном покрове волнует мурманчан давно. Этим вопросом озабочены и региональная, и городская власти. Было проведено не одно исследование, позволяющее раскрыть эту тайну.
Как стало известно, совсем недавно завершено наиболее комплексное и глубокое исследование состояния экологии в Мурманске. В течение 2013-2014 годов такую работу проводил государственный Центр лабораторного анализа и технических измерений по Мурманской области (ЦЛАТИ, подразделение Росприроднадзора). ЦЛАТИ оснащен современным оборудованием и имеет необходимую аккредитацию для проведения физико-химических анализов при мониторинге и экологической оценке водных, воздушных, почвенных ресурсов.
Так вот, по данным исследования, мощными загрязнителями города являются и промышленные предприятия, и теплоэнергетика, и автотранспорт.
В частности, на девять объектов теплоэнергетики, имеющихся в Мурманске, приходится 12 труб высотой от 30 до 150 метров. Причем свыше ста метров 6 труб - ровно половина. Чем больше их высота, тем на большее расстояние рассеивается мазутная зола. Зона влияния одной трубы составляет 10 - 40 высот. Таким образом, Мурманск, имеющий протяженность с юга на север более 20 километров, а с запада на восток - 4, полностью попадает в область рассеивания и оседания выбросов из высоких источников, комментируют специалисты.
В разных частях города были отобраны пробы для исследования. Различия в составе золы каждой пробы позволяют идентифицировать преимущественный источник образования пыли. Пробы исследовались на зольность, содержание железа, кремния, титана, алюминия, ванадия. Полученные данные сравнивались с характерными особенностями пыли от угля, от сгорания мазута, от сгорания дизельного топлива.
Где эта улица, где этот дом?
Зольность большинства проб составила 80-90 процентов, что свидетельствует о доминировании в исследуемых материалах продуктов сгорания мазута. Высокое содержание ванадия также указывает на причастность мазута к черной вуали Мурманска, угольная пыль почти не содержит ванадия.
Результат статобработки данных показал, что мазутная зола содержится в 24 пробах (80% всех проб) - на территории всей городской застройки, в том числе на Абрам-Мысе. Угольная пыль присутствует только в четырех пробах, отобранных на территории, примыкающей к торговому порту, - улицы Боровая и Привокзальная и кроме этого возле памятника Алеше. Зола дизельного транспорта - в четырех пробах (преимущественно) и в шести (менее выражено).
Кстати, пункты отбора проб включали в себя и конкретные адреса мурманчан, с подоконников которых была собрана зола.
Так, мазутная зола выпала на подоконники по Северному проезду, 10, Гагарина, 27, Лобова, 50, и далее по конкретным адресам по улицам Ковалева, Александрова, Загородной, Миронова, Старостина, Свердлова, Халатина, Карла Либкнехта, Капитана Буркова, Коминтерна, Достоевского - как видим, охвачен весь Мурманск, есть следы в Коле. Зола дизельного топлива в максимальном количестве присутствовала по адресу улица Чумбарова-Лучинского, д. 32/2.
Кардинально разный состав исследуемых проб говорит о разных источниках происхождения пыли. В целом, как отмечают специалисты ЦЛАТИ, на город осуществляется комплексное воздействие предприятий и автотранспорта, что приводит к накоплению техногенной пыли. Прибавим сюда влияние погодных условий: направление и силу ветра, наличие и отсутствие снегопадов. И получается: сегодня пыль есть, завтра нет. Сегодня ее видно во всей неприглядности, завтра поземка все забелила.
Для разрешения ситуации с накоплением техногенной пыли, говорится в заключении исследования, необходимо комплексное решение. Это и установка газоочистных сооружений, и использование более качественных видов топлива. А также борьба с пылью непосредственно на месте ее возникновения, так называемые мероприятия по пылеподавлению на предприятиях.
Ну и вносящий свою долю в загрязнение города транспорт тоже следует привести в соответствие, что кажется очень сложной задачей, особенно в части оптимизации транспортных потоков. Не хватает Мурманску улиц, чтобы оптимизироваться, слишком зажат город между заливом и сопками. Необходимо также требовать использования экологически чистого топлива, ужесточить нормы технического состояния эксплуатируемых двигателей и так далее.
Уголь или мазут?
Отчеты ЦЛАТИ по проведению идентификации пыли прошли экспертизу в международном экологическом фонде «Чистые моря» и независимом институте общественной экологической экспертизы и аудита МОО «Ниоэка».
Перед экспертами - завлабораторией Института глобального климата и экологии Росгидромета и РАН Сергеем Парамоновым и генеральным директором ООО «Экологическая безопасность промышленности, энергетики и транспорта», экспертом в области исследования экологического состояния городской среды Владимиром Тушонковым - стоял вопрос, можно ли определить на основании проведенных исследований источник происхождения техногенной пыли, если да - что это за источник?
Сергей Парамонов пришел к выводу, что в целом по Мурманску основное влияние оказывают предприятия, использующие мазут в качестве топлива. Владимир Тушонков от однозначных выводов об источнике происхождения техногенной пыли воздержался, но отметил, что полностью поддерживает заключение лаборатории и других специалистов о том, что весь город попадает в зону оседания золы от мазутных котельных, в то же время естественный рельеф местности и городская застройка ограничивают ареал распространения угольной пыли. Да и представленный химический состав проб свидетельствует о наличии различных источников ее происхождения.
Необходимо продолжение дополнительных, еще более тщательных исследований, с расширением спектра аналитических параметров, отмечают эксперты.
Опубликовано: «Мурманский вестник» от 17.03.2015