Array
(
[PREVIEW_PICTURE] => Array
(
[ID] => 3626
[TIMESTAMP_X] => 02.07.2021 13:18:48
[MODULE_ID] => iblock
[HEIGHT] => 800
[WIDTH] => 1200
[FILE_SIZE] => 344283
[CONTENT_TYPE] => image/jpeg
[SUBDIR] => iblock/ee5
[FILE_NAME] => ee5cb5e13c27446691282965ead0475b.jpg
[ORIGINAL_NAME] => TASS_46671853.jpg
[DESCRIPTION] =>
[HANDLER_ID] =>
[EXTERNAL_ID] => 1d82543da5095cd28f3b1ee2863b30ca
[VERSION_ORIGINAL_ID] =>
[META] =>
[SRC] => /upload/iblock/ee5/ee5cb5e13c27446691282965ead0475b.jpg
[UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/ee5/ee5cb5e13c27446691282965ead0475b.jpg
[SAFE_SRC] => /upload/iblock/ee5/ee5cb5e13c27446691282965ead0475b.jpg
[ALT] => Вести с Форума
[TITLE] => Вести с Форума
)
[~PREVIEW_PICTURE] => 3626
[ID] => 2511
[~ID] => 2511
[NAME] => Вести с Форума
[~NAME] => Вести с Форума
[IBLOCK_ID] => 4
[~IBLOCK_ID] => 4
[IBLOCK_SECTION_ID] =>
[~IBLOCK_SECTION_ID] =>
[DETAIL_TEXT] =>
Деловой разговор на тему: Морская и прибрежная среда Арктики. Судоходная деятельность. Изучение и защита, сохранение и устойчивое использование.
25 июня в формате онлайн/офлайн (часть спикеров в информационном агентстве ТАСС, часть в дистанционном режиме из собственных офисов) говорили о важных и насущных задачах в развитии Арктики. Модератором тематической сессии выступил генеральный директор Фонда «Чистые моря» Василий Богословский.
Василий Богословский
– Добрый день, уважаемые участники Форума и нашей сессии «Морская и прибрежная среда Арктики. Судоходная деятельность. Изучение и защита, сохранение и устойчивое использование».
Для меня, как для модератора, эта тема близка и более чем понятна. Я буквально в конце мая, вернулся из Арктической зоны, был в экспедиции по авиаучёту белого медведя «Хозяин Арктики». Более того я много лет занимался судоходной деятельностью! Фонд «Чистые моря», который я возглавляю, объединяет усилия ученых, политиков и бизнесменов для взаимодействия в борьбе за сохранение водной среды и биоразнообразия ее живых ресурсов. Сейчас наша команда тоже находится в арктической зоне и занимается там исследованиями. В составе большой экспедиции на судне «Михаил Сомов» члены проекта «Хозяин Арктики» уже дошли до архипелагов Новая земля и Земля Франца-Иосифа. Учёные поймали и обездвижили на время медведей, взяли биопробы и надели на самок спутниковые ошейники. Так что о том, как живет Арктика, чем дышит, какие проблемы испытывает, наш Фонд знает не понаслышке. – такими словами Василий Викторович Богословский предварил работу сессии.
Рустам Романенков
– Сейчас для России серьёзный шанс как для председателя, т.к. мы можем повлиять в течение этих двух лет на возможности Арктического совета, как площадки, для того чтобы решать серьёзные вопросы. Арктический совет, будучи форумом, лишён некоторых инструментов в отличии, например, от полноценной международной организации. И здесь важно договариваться на международном уровне именно в вопросах межгосударственного взаимодействия относительно инструментов. Потому что, когда мы будем понимать и расчертим себе повестку социально-экономических, и экологических, и этнокультурных направлений для развития, то мы должны будем договориться о тех механизмах и инструментах, с помощью которых мы будем эти проекты реализовывать. У большой международной организации есть свои финансовые институты и ей это делать методологически несколько проще. Я думаю, здесь международное сотрудничество будет иметь очень большое значение. – поделился своими суждениями заместитель генерального директора АНО «Центр «Арктические инициативы» Рустам Романенков, выступая с докладом «Председательство России в Арктическом совете. Задачи и возможности»
– Развитие крупных инвестиционных проектов в арктической зоне РФ ведет к взрывному росту судоходства по северному морскому пути. В рамках федерального проекта «Северный морской путь» (СМП) целевым показателем к 30 году объем перевозок уже зафиксирован в 110 миллионов тонн. Напомню, рекордом всего Советского Союза являлось 6,5 миллионов тонн, который был достигнут в 87 году. Понятно, что такой объём вывоза продукции будет ориентирован не только в западном направлении СМП, но и в восточном направлении, наиболее тяжелом в зимний период. И потребует круглогодичного использования северного морского пути. И, конечно, в этой части вызовом является строительство дополнительно еще не менее 50 судов тяжелого ледового класса, которые круглогодично будут бороздить по просторам северного морского пути. В этой части необходимо соблюдение всех экологических требований, стандартов по высшим мировым практикам.
С учетом темы нашей сегодняшней дискуссии, я позволю себе несколько соображений в части экологии высказать. На ежегодной и на постоянной основе необходимо проведение экологического мониторинга по северному морскому пути, в случае выявления негативных тенденций необходима выработка и принятие соответствующих компенсирующих мероприятий. Два раза в год необходимо проведение научных исследований. Производственный экологический мониторинг и контроль.
Хорошими инструментами (в будущем) должны являться спутниковые технологии, которые делали бы дистанционное зондирование земли. Это позволило бы проводить экологический мониторинг с точки зрения разливов нефти, их дрейфа – смещения этих пятен с учетом гидрометеорологических условий.
В настоящий момент, конечно, нельзя, говорит, что работы не ведутся, они, ведутся, но, на наш взгляд, к сожалению, нет единых стандартов и подходов к таким мониторингам. – высказал соображения и поделился планами по развитию СМП заместитель директора дирекции – Директор Департамента развития СМП Госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко, освещая тему «Развитие судоходства по Северному морскому пути»
Светлана Липина
– Среди глобальных целей Организации Объединенных Наций, до 30 года, работа по сохранению морских экосистем. Перед ООН стоит задача не только о пропаганде зеленой повестки, но и по мягкому принуждению государств – членов организации к активным совместным действиям. Это очень важное направление работы. Во-первых, далеко не все страны имеют непосредственный доступ к заполярным территориям, в силу действующих международных соглашений, режимов, национальных границ, территориальных морей. А во-вторых, доступная в научном плане территория южного заполярья не сулит очевидной и быстрой экономической выгоды, так как далекая от привлекательных логистических цепочек пространств мирового океана. Арктика и Антарктика фактически являются объектами пристального внимания клубов по интересам, нежели экосистемами за состоянием которых пристально наблюдают миллиарды людей, как это например происходит в случае с качеством атмосферного воздуха. Наличие полярных кругов будто бы накидывать на эти регионы вуаль тайны. Вместо того чтобы обеспечить сохранение и бережное изучение этой особенной природной среды, зачастую происходит отстранение людей от этой темы, ибо ей придаётся совершенно второстепенное значение. На индивидуальном уровне, уровне отдельно взятой личности у нас там ситуация еще более усугубляется тем, что лишь единицы изучают эти регионы профессионально. Тысячи привлечены к работе международных правительственных и неправительственных организаций, а миллиарды сконцентрированы на решение других проблем. С одной стороны, это в порядке вещей, с учетом разделения труда, с другой стороны энергия миллиардов могла бы здорово помочь нам в продвижении глобальных инициатив Организации Объединённых Наций на национальном, региональном и местном уровнях. – из доклада «Сохранение и развитие морских и прибрежных экосистем. Полярный фактор» Светланы Липиной, члена Общественного совета Минприроды РФ, доктора экономических наук.
Дмитрий Глазов
– Я как сотрудник Академии наук, не могу не сказать, что экология изначально это наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой. Она даже расшифровывается как наука о доме. И наш дом, в том числе, это Арктика. И мы, как тот самый организм, должны плавно в эту Арктику войти и взаимодействовать. Понятно, что это взаимодействие возможно только в случае развития. Развитие связано со многими направлениями, в том числе с недропользованием и с развитием военной деятельности, по которую мы, к сожалению, немножко забываем, тем не менее военная активность увеличивается. И увеличивается воздействие этой деятельности на окружающую среду. И развитие туризма, ну и конечно, рыболовства. Арктика освобождается ото льда, она дает доступ к ресурсам. Эти ресурсы становятся доступнее, рыболовство уходит всё дальше и дальше из Баренцева моря на восток. И всё это связано с изменениями климата. И сегодня на пленарной сессии была хорошая фраза, что изменения климата – это не просто факт, нужно понимать, что это тоже влияние человека на окружающую среду. Это касается и сажи, которая от проходов, и метана, который мы производим, и так далее. На Арктику влияет ещё и трансграничный перенос, то что мы делаем Москве влияет на Арктику – так начал своё выступление по теме «Шумовое загрязнение морской среды — воздействие на морских обитателей. Методы борьбы и оценка ущерба морским млекопитающим» Дмитрий Глазов, ведущий инженер Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН.
– Северный морской путь гораздо короче Суэцкого канал, и только за счёт этого у нас на 23% сокращаются выбросы парниковых газов. Если мы будем переводить суда на СПГ (сжиженный природный газ), то они сократятся на 38%, а если мы будем использовать аммиак, водород, атом, то это будет 100 %.
Сегодня СПГ имеет более практическое применение, это связано со зрелостью технологий. Но сегодня развивается и применение нового топлива – метанола. Осенью 2020 г. у побережья Ямала встал на производственную вахту и на плавучую основу первый завод по производству метанола. Производство метанола в год будет в первое время 10 тыс. в год. В ближайшие 10 лет у нас будет преобладать СПГ, метанол и водород. – так коротко выглядят планы по переходу судов на более «лёгкое» топливо, которыми поделился Никита Доброславский – директор программы «Арктический диалог» московской школы управления «Сколково» в докладе «Устойчивое арктическое судоходство»
– Что сейчас происходит с океаном – чрезмерная эксплуатация ресурсов, перелов рыбы, изменение климата – теплеют воды и в Арктике, и в Антарктике. Если всё будет идти, как сейчас, кислотность к 50-му году вырастет на 50%, погибнет огромное количество рифов, пластика в океане будет больше, чем рыбы. Из-за изменения климата будет меняться и уровень океана. А поднятия океана на сантиметр – это порядка миллиона климатических беженцев.
Только Арктика и Антарктика наименее изменены. Антарктика это порядка 90% первозданности, Арктика 70%, что касается тропических зон 0, 2, 0, 3% и это фактически уже мертвый океан. Это уменьшение и рифов, и рыбы. Почему сейчас рыболовство уходит, потому что и рыба уходит из этих мертвых районов.
И в Арктике тает лёд и в Антарктике происходит то же самое. И в Арктике, и в Антарктике есть циркумполярные течения, они взаимосвязаны. Они охлаждают воду во всех морях и океанах, они насыщают кислородом, питательными веществами, но если что — то произойдет с этим глобальным механизмом, то даже страшно представить, что произойдет с нашей планетой. Поэтому вся эта акватории в Антарктике и в Арктике, она очень важна для изменения климата и для людей. Нужно создавать Морские охраняемые районы – это новый инструмент и новый институт. Это специальные районы, которые назначаются после большого количества исследований и которые важны в данном месте для биологических видов. Например, там идет кормления у млекопитающих, у различных птиц, потому что все животные они выбирают для ареала определённые зоны. Самые критические такие районы нужно брать под охрану. – буквально призывом: активнее создавать Морские охраняемые районы завершила работу сессии Елена Жаркова, Эксперт ЦУР 14 Курс 2030, наблюдатель на международных заседаниях КСДА и АНТКОМ, представитель Коалиции по сохранению Южного океана и Антарктики, выступив с темой «Морские охраняемые районы в полярных районах»
Тематическая сессия закончилась предварительным подведением итогов и решением продолжить деловую встречу в том же составе в офисе Фонда «Чистые моря» и составить дорожную карту!
Полностью сессию можно посмотреть здесь
[~DETAIL_TEXT] =>
Деловой разговор на тему: Морская и прибрежная среда Арктики. Судоходная деятельность. Изучение и защита, сохранение и устойчивое использование.
25 июня в формате онлайн/офлайн (часть спикеров в информационном агентстве ТАСС, часть в дистанционном режиме из собственных офисов) говорили о важных и насущных задачах в развитии Арктики. Модератором тематической сессии выступил генеральный директор Фонда «Чистые моря» Василий Богословский.
Василий Богословский
– Добрый день, уважаемые участники Форума и нашей сессии «Морская и прибрежная среда Арктики. Судоходная деятельность. Изучение и защита, сохранение и устойчивое использование».
Для меня, как для модератора, эта тема близка и более чем понятна. Я буквально в конце мая, вернулся из Арктической зоны, был в экспедиции по авиаучёту белого медведя «Хозяин Арктики». Более того я много лет занимался судоходной деятельностью! Фонд «Чистые моря», который я возглавляю, объединяет усилия ученых, политиков и бизнесменов для взаимодействия в борьбе за сохранение водной среды и биоразнообразия ее живых ресурсов. Сейчас наша команда тоже находится в арктической зоне и занимается там исследованиями. В составе большой экспедиции на судне «Михаил Сомов» члены проекта «Хозяин Арктики» уже дошли до архипелагов Новая земля и Земля Франца-Иосифа. Учёные поймали и обездвижили на время медведей, взяли биопробы и надели на самок спутниковые ошейники. Так что о том, как живет Арктика, чем дышит, какие проблемы испытывает, наш Фонд знает не понаслышке. – такими словами Василий Викторович Богословский предварил работу сессии.
Рустам Романенков
– Сейчас для России серьёзный шанс как для председателя, т.к. мы можем повлиять в течение этих двух лет на возможности Арктического совета, как площадки, для того чтобы решать серьёзные вопросы. Арктический совет, будучи форумом, лишён некоторых инструментов в отличии, например, от полноценной международной организации. И здесь важно договариваться на международном уровне именно в вопросах межгосударственного взаимодействия относительно инструментов. Потому что, когда мы будем понимать и расчертим себе повестку социально-экономических, и экологических, и этнокультурных направлений для развития, то мы должны будем договориться о тех механизмах и инструментах, с помощью которых мы будем эти проекты реализовывать. У большой международной организации есть свои финансовые институты и ей это делать методологически несколько проще. Я думаю, здесь международное сотрудничество будет иметь очень большое значение. – поделился своими суждениями заместитель генерального директора АНО «Центр «Арктические инициативы» Рустам Романенков, выступая с докладом «Председательство России в Арктическом совете. Задачи и возможности»
– Развитие крупных инвестиционных проектов в арктической зоне РФ ведет к взрывному росту судоходства по северному морскому пути. В рамках федерального проекта «Северный морской путь» (СМП) целевым показателем к 30 году объем перевозок уже зафиксирован в 110 миллионов тонн. Напомню, рекордом всего Советского Союза являлось 6,5 миллионов тонн, который был достигнут в 87 году. Понятно, что такой объём вывоза продукции будет ориентирован не только в западном направлении СМП, но и в восточном направлении, наиболее тяжелом в зимний период. И потребует круглогодичного использования северного морского пути. И, конечно, в этой части вызовом является строительство дополнительно еще не менее 50 судов тяжелого ледового класса, которые круглогодично будут бороздить по просторам северного морского пути. В этой части необходимо соблюдение всех экологических требований, стандартов по высшим мировым практикам.
С учетом темы нашей сегодняшней дискуссии, я позволю себе несколько соображений в части экологии высказать. На ежегодной и на постоянной основе необходимо проведение экологического мониторинга по северному морскому пути, в случае выявления негативных тенденций необходима выработка и принятие соответствующих компенсирующих мероприятий. Два раза в год необходимо проведение научных исследований. Производственный экологический мониторинг и контроль.
Хорошими инструментами (в будущем) должны являться спутниковые технологии, которые делали бы дистанционное зондирование земли. Это позволило бы проводить экологический мониторинг с точки зрения разливов нефти, их дрейфа – смещения этих пятен с учетом гидрометеорологических условий.
В настоящий момент, конечно, нельзя, говорит, что работы не ведутся, они, ведутся, но, на наш взгляд, к сожалению, нет единых стандартов и подходов к таким мониторингам. – высказал соображения и поделился планами по развитию СМП заместитель директора дирекции – Директор Департамента развития СМП Госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко, освещая тему «Развитие судоходства по Северному морскому пути»
Светлана Липина
– Среди глобальных целей Организации Объединенных Наций, до 30 года, работа по сохранению морских экосистем. Перед ООН стоит задача не только о пропаганде зеленой повестки, но и по мягкому принуждению государств – членов организации к активным совместным действиям. Это очень важное направление работы. Во-первых, далеко не все страны имеют непосредственный доступ к заполярным территориям, в силу действующих международных соглашений, режимов, национальных границ, территориальных морей. А во-вторых, доступная в научном плане территория южного заполярья не сулит очевидной и быстрой экономической выгоды, так как далекая от привлекательных логистических цепочек пространств мирового океана. Арктика и Антарктика фактически являются объектами пристального внимания клубов по интересам, нежели экосистемами за состоянием которых пристально наблюдают миллиарды людей, как это например происходит в случае с качеством атмосферного воздуха. Наличие полярных кругов будто бы накидывать на эти регионы вуаль тайны. Вместо того чтобы обеспечить сохранение и бережное изучение этой особенной природной среды, зачастую происходит отстранение людей от этой темы, ибо ей придаётся совершенно второстепенное значение. На индивидуальном уровне, уровне отдельно взятой личности у нас там ситуация еще более усугубляется тем, что лишь единицы изучают эти регионы профессионально. Тысячи привлечены к работе международных правительственных и неправительственных организаций, а миллиарды сконцентрированы на решение других проблем. С одной стороны, это в порядке вещей, с учетом разделения труда, с другой стороны энергия миллиардов могла бы здорово помочь нам в продвижении глобальных инициатив Организации Объединённых Наций на национальном, региональном и местном уровнях. – из доклада «Сохранение и развитие морских и прибрежных экосистем. Полярный фактор» Светланы Липиной, члена Общественного совета Минприроды РФ, доктора экономических наук.
Дмитрий Глазов
– Я как сотрудник Академии наук, не могу не сказать, что экология изначально это наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой. Она даже расшифровывается как наука о доме. И наш дом, в том числе, это Арктика. И мы, как тот самый организм, должны плавно в эту Арктику войти и взаимодействовать. Понятно, что это взаимодействие возможно только в случае развития. Развитие связано со многими направлениями, в том числе с недропользованием и с развитием военной деятельности, по которую мы, к сожалению, немножко забываем, тем не менее военная активность увеличивается. И увеличивается воздействие этой деятельности на окружающую среду. И развитие туризма, ну и конечно, рыболовства. Арктика освобождается ото льда, она дает доступ к ресурсам. Эти ресурсы становятся доступнее, рыболовство уходит всё дальше и дальше из Баренцева моря на восток. И всё это связано с изменениями климата. И сегодня на пленарной сессии была хорошая фраза, что изменения климата – это не просто факт, нужно понимать, что это тоже влияние человека на окружающую среду. Это касается и сажи, которая от проходов, и метана, который мы производим, и так далее. На Арктику влияет ещё и трансграничный перенос, то что мы делаем Москве влияет на Арктику – так начал своё выступление по теме «Шумовое загрязнение морской среды — воздействие на морских обитателей. Методы борьбы и оценка ущерба морским млекопитающим» Дмитрий Глазов, ведущий инженер Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН.
– Северный морской путь гораздо короче Суэцкого канал, и только за счёт этого у нас на 23% сокращаются выбросы парниковых газов. Если мы будем переводить суда на СПГ (сжиженный природный газ), то они сократятся на 38%, а если мы будем использовать аммиак, водород, атом, то это будет 100 %.
Сегодня СПГ имеет более практическое применение, это связано со зрелостью технологий. Но сегодня развивается и применение нового топлива – метанола. Осенью 2020 г. у побережья Ямала встал на производственную вахту и на плавучую основу первый завод по производству метанола. Производство метанола в год будет в первое время 10 тыс. в год. В ближайшие 10 лет у нас будет преобладать СПГ, метанол и водород. – так коротко выглядят планы по переходу судов на более «лёгкое» топливо, которыми поделился Никита Доброславский – директор программы «Арктический диалог» московской школы управления «Сколково» в докладе «Устойчивое арктическое судоходство»
– Что сейчас происходит с океаном – чрезмерная эксплуатация ресурсов, перелов рыбы, изменение климата – теплеют воды и в Арктике, и в Антарктике. Если всё будет идти, как сейчас, кислотность к 50-му году вырастет на 50%, погибнет огромное количество рифов, пластика в океане будет больше, чем рыбы. Из-за изменения климата будет меняться и уровень океана. А поднятия океана на сантиметр – это порядка миллиона климатических беженцев.
Только Арктика и Антарктика наименее изменены. Антарктика это порядка 90% первозданности, Арктика 70%, что касается тропических зон 0, 2, 0, 3% и это фактически уже мертвый океан. Это уменьшение и рифов, и рыбы. Почему сейчас рыболовство уходит, потому что и рыба уходит из этих мертвых районов.
И в Арктике тает лёд и в Антарктике происходит то же самое. И в Арктике, и в Антарктике есть циркумполярные течения, они взаимосвязаны. Они охлаждают воду во всех морях и океанах, они насыщают кислородом, питательными веществами, но если что — то произойдет с этим глобальным механизмом, то даже страшно представить, что произойдет с нашей планетой. Поэтому вся эта акватории в Антарктике и в Арктике, она очень важна для изменения климата и для людей. Нужно создавать Морские охраняемые районы – это новый инструмент и новый институт. Это специальные районы, которые назначаются после большого количества исследований и которые важны в данном месте для биологических видов. Например, там идет кормления у млекопитающих, у различных птиц, потому что все животные они выбирают для ареала определённые зоны. Самые критические такие районы нужно брать под охрану. – буквально призывом: активнее создавать Морские охраняемые районы завершила работу сессии Елена Жаркова, Эксперт ЦУР 14 Курс 2030, наблюдатель на международных заседаниях КСДА и АНТКОМ, представитель Коалиции по сохранению Южного океана и Антарктики, выступив с темой «Морские охраняемые районы в полярных районах»
Тематическая сессия закончилась предварительным подведением итогов и решением продолжить деловую встречу в том же составе в офисе Фонда «Чистые моря» и составить дорожную карту!
Полностью сессию можно посмотреть здесь
[DETAIL_TEXT_TYPE] => html
[~DETAIL_TEXT_TYPE] => html
[PREVIEW_TEXT] => Деловой разговор на тему: Морская и прибрежная среда Арктики. Судоходная деятельность. Изучение и защита, сохранение и устойчивое использование.
[~PREVIEW_TEXT] => Деловой разговор на тему: Морская и прибрежная среда Арктики. Судоходная деятельность. Изучение и защита, сохранение и устойчивое использование.
[PREVIEW_TEXT_TYPE] => text
[~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text
[DETAIL_PICTURE] =>
[~DETAIL_PICTURE] =>
[TIMESTAMP_X] => 02.07.2021 13:18:48
[~TIMESTAMP_X] => 02.07.2021 13:18:48
[ACTIVE_FROM] => 25.06.2021 16:34:00
[~ACTIVE_FROM] => 25.06.2021 16:34:00
[LIST_PAGE_URL] => /novosti/
[~LIST_PAGE_URL] => /novosti/
[DETAIL_PAGE_URL] => /novosti/vesti-s-foruma/
[~DETAIL_PAGE_URL] => /novosti/vesti-s-foruma/
[LANG_DIR] => /
[~LANG_DIR] => /
[CODE] => vesti-s-foruma
[~CODE] => vesti-s-foruma
[EXTERNAL_ID] => 2511
[~EXTERNAL_ID] => 2511
[IBLOCK_TYPE_ID] => Content
[~IBLOCK_TYPE_ID] => Content
[IBLOCK_CODE] => news
[~IBLOCK_CODE] => news
[IBLOCK_EXTERNAL_ID] =>
[~IBLOCK_EXTERNAL_ID] =>
[LID] => s1
[~LID] => s1
[NAV_RESULT] =>
[NAV_CACHED_DATA] =>
[DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 25.06.2021
[IPROPERTY_VALUES] => Array
(
[ELEMENT_META_DESCRIPTION] => Вести с ФорумаДеловой разговор на тему: Морская и прибрежная среда Арктики. Судоходная деятельность. Изучение и защита, сохранение и устойчивое использование.
[SECTION_META_TITLE] => Вести с Форума Международный экологический фонд «Чистые моря»
[SECTION_META_KEYWORDS] => Вести с Форума
[SECTION_META_DESCRIPTION] => Вести с ФорумаДеловой разговор на тему: Морская и прибрежная среда Арктики. Судоходная деятельность. Изучение и защита, сохранение и устойчивое использование.
[SECTION_PAGE_TITLE] => Вести с Форума
[ELEMENT_META_TITLE] => Вести с Форума Международный экологический фонд «Чистые моря»
[ELEMENT_META_KEYWORDS] => Вести с Форума
[SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Вести с Форума
[SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Вести с Форума
[SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Вести с Форума
[SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Вести с Форума
[ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Вести с Форума
[ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Вести с Форума
[ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Вести с Форума
[ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Вести с Форума
)
[FIELDS] => Array
(
[PREVIEW_PICTURE] => Array
(
[ID] => 3626
[TIMESTAMP_X] => 02.07.2021 13:18:48
[MODULE_ID] => iblock
[HEIGHT] => 800
[WIDTH] => 1200
[FILE_SIZE] => 344283
[CONTENT_TYPE] => image/jpeg
[SUBDIR] => iblock/ee5
[FILE_NAME] => ee5cb5e13c27446691282965ead0475b.jpg
[ORIGINAL_NAME] => TASS_46671853.jpg
[DESCRIPTION] =>
[HANDLER_ID] =>
[EXTERNAL_ID] => 1d82543da5095cd28f3b1ee2863b30ca
[VERSION_ORIGINAL_ID] =>
[META] =>
[SRC] => /upload/iblock/ee5/ee5cb5e13c27446691282965ead0475b.jpg
[UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/ee5/ee5cb5e13c27446691282965ead0475b.jpg
[SAFE_SRC] => /upload/iblock/ee5/ee5cb5e13c27446691282965ead0475b.jpg
[ALT] => Вести с Форума
[TITLE] => Вести с Форума
)
)
[PROPERTIES] => Array
(
[PHOTO_SLIDE] => Array
(
[ID] => 25
[TIMESTAMP_X] => 2020-09-08 15:30:06
[IBLOCK_ID] => 4
[NAME] => Фото для слайдера
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => PHOTO_SLIDE
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => F
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => Y
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => Y
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] =>
[VALUE] =>
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[~VALUE] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Фото для слайдера
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
)
[DISPLAY_PROPERTIES] => Array
(
)
[IBLOCK] => Array
(
[ID] => 4
[~ID] => 4
[TIMESTAMP_X] => 22.10.2018 15:14:28
[~TIMESTAMP_X] => 22.10.2018 15:14:28
[IBLOCK_TYPE_ID] => Content
[~IBLOCK_TYPE_ID] => Content
[LID] => s1
[~LID] => s1
[CODE] => news
[~CODE] => news
[API_CODE] =>
[~API_CODE] =>
[NAME] => Новости
[~NAME] => Новости
[ACTIVE] => Y
[~ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[~SORT] => 500
[LIST_PAGE_URL] => /novosti/
[~LIST_PAGE_URL] => /novosti/
[DETAIL_PAGE_URL] => /novosti/#ELEMENT_CODE#/
[~DETAIL_PAGE_URL] => /novosti/#ELEMENT_CODE#/
[SECTION_PAGE_URL] =>
[~SECTION_PAGE_URL] =>
[CANONICAL_PAGE_URL] => /novosti/news/
[~CANONICAL_PAGE_URL] => /novosti/news/
[PICTURE] =>
[~PICTURE] =>
[DESCRIPTION] =>
[~DESCRIPTION] =>
[DESCRIPTION_TYPE] => text
[~DESCRIPTION_TYPE] => text
[RSS_TTL] => 24
[~RSS_TTL] => 24
[RSS_ACTIVE] => Y
[~RSS_ACTIVE] => Y
[RSS_FILE_ACTIVE] => N
[~RSS_FILE_ACTIVE] => N
[RSS_FILE_LIMIT] =>
[~RSS_FILE_LIMIT] =>
[RSS_FILE_DAYS] =>
[~RSS_FILE_DAYS] =>
[RSS_YANDEX_ACTIVE] => N
[~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N
[XML_ID] =>
[~XML_ID] =>
[TMP_ID] =>
[~TMP_ID] =>
[INDEX_ELEMENT] => Y
[~INDEX_ELEMENT] => Y
[INDEX_SECTION] => Y
[~INDEX_SECTION] => Y
[WORKFLOW] => N
[~WORKFLOW] => N
[BIZPROC] => N
[~BIZPROC] => N
[SECTION_CHOOSER] => L
[~SECTION_CHOOSER] => L
[LIST_MODE] => C
[~LIST_MODE] => C
[RIGHTS_MODE] => S
[~RIGHTS_MODE] => S
[SECTION_PROPERTY] => N
[~SECTION_PROPERTY] => N
[PROPERTY_INDEX] => N
[~PROPERTY_INDEX] => N
[VERSION] => 1
[~VERSION] => 1
[LAST_CONV_ELEMENT] => 0
[~LAST_CONV_ELEMENT] => 0
[SOCNET_GROUP_ID] =>
[~SOCNET_GROUP_ID] =>
[EDIT_FILE_BEFORE] =>
[~EDIT_FILE_BEFORE] =>
[EDIT_FILE_AFTER] =>
[~EDIT_FILE_AFTER] =>
[SECTIONS_NAME] => Разделы
[~SECTIONS_NAME] => Разделы
[SECTION_NAME] => Раздел
[~SECTION_NAME] => Раздел
[ELEMENTS_NAME] => Элементы
[~ELEMENTS_NAME] => Элементы
[ELEMENT_NAME] => Элемент
[~ELEMENT_NAME] => Элемент
[REST_ON] => N
[~REST_ON] => N
[EXTERNAL_ID] =>
[~EXTERNAL_ID] =>
[LANG_DIR] => /
[~LANG_DIR] => /
[SERVER_NAME] => cleanseas.ru
[~SERVER_NAME] => cleanseas.ru
)
[SECTION] => Array
(
[PATH] => Array
(
)
)
[SECTION_URL] =>
[META_TAGS] => Array
(
[TITLE] => Вести с Форума
[ELEMENT_CHAIN] => Вести с Форума
[BROWSER_TITLE] => Вести с Форума Международный экологический фонд «Чистые моря»
[KEYWORDS] => Вести с Форума
[DESCRIPTION] => Вести с ФорумаДеловой разговор на тему: Морская и прибрежная среда Арктики. Судоходная деятельность. Изучение и защита, сохранение и устойчивое использование.
)
)
25.06.2021
Вести с Форума
Деловой разговор на тему: Морская и прибрежная среда Арктики. Судоходная деятельность. Изучение и защита, сохранение и устойчивое использование.
25 июня в формате онлайн/офлайн (часть спикеров в информационном агентстве ТАСС, часть в дистанционном режиме из собственных офисов) говорили о важных и насущных задачах в развитии Арктики. Модератором тематической сессии выступил генеральный директор Фонда «Чистые моря» Василий Богословский.
Василий Богословский
– Добрый день, уважаемые участники Форума и нашей сессии «Морская и прибрежная среда Арктики. Судоходная деятельность. Изучение и защита, сохранение и устойчивое использование».
Для меня, как для модератора, эта тема близка и более чем понятна. Я буквально в конце мая, вернулся из Арктической зоны, был в экспедиции по авиаучёту белого медведя «Хозяин Арктики». Более того я много лет занимался судоходной деятельностью! Фонд «Чистые моря», который я возглавляю, объединяет усилия ученых, политиков и бизнесменов для взаимодействия в борьбе за сохранение водной среды и биоразнообразия ее живых ресурсов. Сейчас наша команда тоже находится в арктической зоне и занимается там исследованиями. В составе большой экспедиции на судне «Михаил Сомов» члены проекта «Хозяин Арктики» уже дошли до архипелагов Новая земля и Земля Франца-Иосифа. Учёные поймали и обездвижили на время медведей, взяли биопробы и надели на самок спутниковые ошейники. Так что о том, как живет Арктика, чем дышит, какие проблемы испытывает, наш Фонд знает не понаслышке. – такими словами Василий Викторович Богословский предварил работу сессии.
Рустам Романенков
– Сейчас для России серьёзный шанс как для председателя, т.к. мы можем повлиять в течение этих двух лет на возможности Арктического совета, как площадки, для того чтобы решать серьёзные вопросы. Арктический совет, будучи форумом, лишён некоторых инструментов в отличии, например, от полноценной международной организации. И здесь важно договариваться на международном уровне именно в вопросах межгосударственного взаимодействия относительно инструментов. Потому что, когда мы будем понимать и расчертим себе повестку социально-экономических, и экологических, и этнокультурных направлений для развития, то мы должны будем договориться о тех механизмах и инструментах, с помощью которых мы будем эти проекты реализовывать. У большой международной организации есть свои финансовые институты и ей это делать методологически несколько проще. Я думаю, здесь международное сотрудничество будет иметь очень большое значение. – поделился своими суждениями заместитель генерального директора АНО «Центр «Арктические инициативы» Рустам Романенков, выступая с докладом «Председательство России в Арктическом совете. Задачи и возможности»
– Развитие крупных инвестиционных проектов в арктической зоне РФ ведет к взрывному росту судоходства по северному морскому пути. В рамках федерального проекта «Северный морской путь» (СМП) целевым показателем к 30 году объем перевозок уже зафиксирован в 110 миллионов тонн. Напомню, рекордом всего Советского Союза являлось 6,5 миллионов тонн, который был достигнут в 87 году. Понятно, что такой объём вывоза продукции будет ориентирован не только в западном направлении СМП, но и в восточном направлении, наиболее тяжелом в зимний период. И потребует круглогодичного использования северного морского пути. И, конечно, в этой части вызовом является строительство дополнительно еще не менее 50 судов тяжелого ледового класса, которые круглогодично будут бороздить по просторам северного морского пути. В этой части необходимо соблюдение всех экологических требований, стандартов по высшим мировым практикам.
С учетом темы нашей сегодняшней дискуссии, я позволю себе несколько соображений в части экологии высказать. На ежегодной и на постоянной основе необходимо проведение экологического мониторинга по северному морскому пути, в случае выявления негативных тенденций необходима выработка и принятие соответствующих компенсирующих мероприятий. Два раза в год необходимо проведение научных исследований. Производственный экологический мониторинг и контроль.
Хорошими инструментами (в будущем) должны являться спутниковые технологии, которые делали бы дистанционное зондирование земли. Это позволило бы проводить экологический мониторинг с точки зрения разливов нефти, их дрейфа – смещения этих пятен с учетом гидрометеорологических условий.
В настоящий момент, конечно, нельзя, говорит, что работы не ведутся, они, ведутся, но, на наш взгляд, к сожалению, нет единых стандартов и подходов к таким мониторингам. – высказал соображения и поделился планами по развитию СМП заместитель директора дирекции – Директор Департамента развития СМП Госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко, освещая тему «Развитие судоходства по Северному морскому пути»
Светлана Липина
– Среди глобальных целей Организации Объединенных Наций, до 30 года, работа по сохранению морских экосистем. Перед ООН стоит задача не только о пропаганде зеленой повестки, но и по мягкому принуждению государств – членов организации к активным совместным действиям. Это очень важное направление работы. Во-первых, далеко не все страны имеют непосредственный доступ к заполярным территориям, в силу действующих международных соглашений, режимов, национальных границ, территориальных морей. А во-вторых, доступная в научном плане территория южного заполярья не сулит очевидной и быстрой экономической выгоды, так как далекая от привлекательных логистических цепочек пространств мирового океана. Арктика и Антарктика фактически являются объектами пристального внимания клубов по интересам, нежели экосистемами за состоянием которых пристально наблюдают миллиарды людей, как это например происходит в случае с качеством атмосферного воздуха. Наличие полярных кругов будто бы накидывать на эти регионы вуаль тайны. Вместо того чтобы обеспечить сохранение и бережное изучение этой особенной природной среды, зачастую происходит отстранение людей от этой темы, ибо ей придаётся совершенно второстепенное значение. На индивидуальном уровне, уровне отдельно взятой личности у нас там ситуация еще более усугубляется тем, что лишь единицы изучают эти регионы профессионально. Тысячи привлечены к работе международных правительственных и неправительственных организаций, а миллиарды сконцентрированы на решение других проблем. С одной стороны, это в порядке вещей, с учетом разделения труда, с другой стороны энергия миллиардов могла бы здорово помочь нам в продвижении глобальных инициатив Организации Объединённых Наций на национальном, региональном и местном уровнях. – из доклада «Сохранение и развитие морских и прибрежных экосистем. Полярный фактор» Светланы Липиной, члена Общественного совета Минприроды РФ, доктора экономических наук.
Дмитрий Глазов
– Я как сотрудник Академии наук, не могу не сказать, что экология изначально это наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой. Она даже расшифровывается как наука о доме. И наш дом, в том числе, это Арктика. И мы, как тот самый организм, должны плавно в эту Арктику войти и взаимодействовать. Понятно, что это взаимодействие возможно только в случае развития. Развитие связано со многими направлениями, в том числе с недропользованием и с развитием военной деятельности, по которую мы, к сожалению, немножко забываем, тем не менее военная активность увеличивается. И увеличивается воздействие этой деятельности на окружающую среду. И развитие туризма, ну и конечно, рыболовства. Арктика освобождается ото льда, она дает доступ к ресурсам. Эти ресурсы становятся доступнее, рыболовство уходит всё дальше и дальше из Баренцева моря на восток. И всё это связано с изменениями климата. И сегодня на пленарной сессии была хорошая фраза, что изменения климата – это не просто факт, нужно понимать, что это тоже влияние человека на окружающую среду. Это касается и сажи, которая от проходов, и метана, который мы производим, и так далее. На Арктику влияет ещё и трансграничный перенос, то что мы делаем Москве влияет на Арктику – так начал своё выступление по теме «Шумовое загрязнение морской среды — воздействие на морских обитателей. Методы борьбы и оценка ущерба морским млекопитающим» Дмитрий Глазов, ведущий инженер Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН.
– Северный морской путь гораздо короче Суэцкого канал, и только за счёт этого у нас на 23% сокращаются выбросы парниковых газов. Если мы будем переводить суда на СПГ (сжиженный природный газ), то они сократятся на 38%, а если мы будем использовать аммиак, водород, атом, то это будет 100 %.
Сегодня СПГ имеет более практическое применение, это связано со зрелостью технологий. Но сегодня развивается и применение нового топлива – метанола. Осенью 2020 г. у побережья Ямала встал на производственную вахту и на плавучую основу первый завод по производству метанола. Производство метанола в год будет в первое время 10 тыс. в год. В ближайшие 10 лет у нас будет преобладать СПГ, метанол и водород. – так коротко выглядят планы по переходу судов на более «лёгкое» топливо, которыми поделился Никита Доброславский – директор программы «Арктический диалог» московской школы управления «Сколково» в докладе «Устойчивое арктическое судоходство»
– Что сейчас происходит с океаном – чрезмерная эксплуатация ресурсов, перелов рыбы, изменение климата – теплеют воды и в Арктике, и в Антарктике. Если всё будет идти, как сейчас, кислотность к 50-му году вырастет на 50%, погибнет огромное количество рифов, пластика в океане будет больше, чем рыбы. Из-за изменения климата будет меняться и уровень океана. А поднятия океана на сантиметр – это порядка миллиона климатических беженцев.
Только Арктика и Антарктика наименее изменены. Антарктика это порядка 90% первозданности, Арктика 70%, что касается тропических зон 0, 2, 0, 3% и это фактически уже мертвый океан. Это уменьшение и рифов, и рыбы. Почему сейчас рыболовство уходит, потому что и рыба уходит из этих мертвых районов.
И в Арктике тает лёд и в Антарктике происходит то же самое. И в Арктике, и в Антарктике есть циркумполярные течения, они взаимосвязаны. Они охлаждают воду во всех морях и океанах, они насыщают кислородом, питательными веществами, но если что — то произойдет с этим глобальным механизмом, то даже страшно представить, что произойдет с нашей планетой. Поэтому вся эта акватории в Антарктике и в Арктике, она очень важна для изменения климата и для людей. Нужно создавать Морские охраняемые районы – это новый инструмент и новый институт. Это специальные районы, которые назначаются после большого количества исследований и которые важны в данном месте для биологических видов. Например, там идет кормления у млекопитающих, у различных птиц, потому что все животные они выбирают для ареала определённые зоны. Самые критические такие районы нужно брать под охрану. – буквально призывом: активнее создавать Морские охраняемые районы завершила работу сессии Елена Жаркова, Эксперт ЦУР 14 Курс 2030, наблюдатель на международных заседаниях КСДА и АНТКОМ, представитель Коалиции по сохранению Южного океана и Антарктики, выступив с темой «Морские охраняемые районы в полярных районах»
Тематическая сессия закончилась предварительным подведением итогов и решением продолжить деловую встречу в том же составе в офисе Фонда «Чистые моря» и составить дорожную карту!
Полностью сессию можно посмотреть здесь