Вести с Форума
Array
(
    [PREVIEW_PICTURE] => Array
        (
            [ID] => 3626
            [TIMESTAMP_X] => 02.07.2021 13:18:48
            [MODULE_ID] => iblock
            [HEIGHT] => 800
            [WIDTH] => 1200
            [FILE_SIZE] => 344283
            [CONTENT_TYPE] => image/jpeg
            [SUBDIR] => iblock/ee5
            [FILE_NAME] => ee5cb5e13c27446691282965ead0475b.jpg
            [ORIGINAL_NAME] => TASS_46671853.jpg
            [DESCRIPTION] => 
            [HANDLER_ID] => 
            [EXTERNAL_ID] => 1d82543da5095cd28f3b1ee2863b30ca
            [VERSION_ORIGINAL_ID] => 
            [META] => 
            [SRC] => /upload/iblock/ee5/ee5cb5e13c27446691282965ead0475b.jpg
            [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/ee5/ee5cb5e13c27446691282965ead0475b.jpg
            [SAFE_SRC] => /upload/iblock/ee5/ee5cb5e13c27446691282965ead0475b.jpg
            [ALT] => Вести с Форума
            [TITLE] => Вести с Форума
        )

    [~PREVIEW_PICTURE] => 3626
    [ID] => 2511
    [~ID] => 2511
    [NAME] => Вести с Форума
    [~NAME] => Вести с Форума
    [IBLOCK_ID] => 4
    [~IBLOCK_ID] => 4
    [IBLOCK_SECTION_ID] => 
    [~IBLOCK_SECTION_ID] => 
    [DETAIL_TEXT] => 

Деловой разговор на тему: Морская и прибрежная среда Арктики. Судоходная деятельность. Изучение и защита, сохранение и устойчивое использование.

25 июня в формате онлайн/офлайн (часть спикеров в информационном агентстве ТАСС, часть в дистанционном режиме из собственных офисов) говорили о важных и насущных задачах в развитии Арктики. Модератором тематической сессии выступил генеральный директор Фонда «Чистые моря» Василий Богословский.


Василий Богословский

– Добрый день, уважаемые участники Форума и нашей сессии «Морская и прибрежная среда Арктики. Судоходная деятельность. Изучение и защита, сохранение и устойчивое использование».

Для меня, как для модератора, эта тема близка и более чем понятна. Я буквально в конце мая, вернулся из Арктической зоны, был в экспедиции по авиаучёту белого медведя «Хозяин Арктики». Более того я много лет занимался судоходной деятельностью! Фонд «Чистые моря», который я возглавляю, объединяет усилия ученых, политиков и бизнесменов для взаимодействия в борьбе за сохранение водной среды и биоразнообразия ее живых ресурсов. Сейчас наша команда тоже находится в арктической зоне и занимается там исследованиями. В составе большой экспедиции на судне «Михаил Сомов» члены проекта «Хозяин Арктики» уже дошли до архипелагов Новая земля и Земля Франца-Иосифа. Учёные поймали и обездвижили на время медведей, взяли биопробы и надели на самок спутниковые ошейники. Так что о том, как живет Арктика, чем дышит, какие проблемы испытывает, наш Фонд знает не понаслышке. – такими словами Василий Викторович Богословский предварил работу сессии.


Рустам Романенков

– Сейчас для России серьёзный шанс как для председателя, т.к. мы можем повлиять в течение этих двух лет на возможности Арктического совета, как площадки, для того чтобы решать серьёзные вопросы. Арктический совет, будучи форумом, лишён некоторых инструментов в отличии, например, от полноценной международной организации. И здесь важно договариваться на международном уровне именно в вопросах межгосударственного взаимодействия относительно инструментов. Потому что, когда мы будем понимать и расчертим себе повестку социально-экономических, и экологических, и этнокультурных направлений для развития, то мы должны будем договориться о тех механизмах и инструментах, с помощью которых мы будем эти проекты реализовывать. У большой международной организации есть свои финансовые институты и ей это делать методологически несколько проще. Я думаю, здесь международное сотрудничество будет иметь очень большое значение. – поделился своими суждениями заместитель генерального директора АНО «Центр «Арктические инициативы» Рустам Романенков, выступая с докладом «Председательство России в Арктическом совете. Задачи и возможности»

– Развитие крупных инвестиционных проектов в арктической зоне РФ ведет к взрывному росту судоходства по северному морскому пути. В рамках федерального проекта «Северный морской путь» (СМП) целевым показателем к 30 году объем перевозок уже зафиксирован в 110 миллионов тонн. Напомню, рекордом всего Советского Союза являлось 6,5 миллионов тонн, который был достигнут в 87 году. Понятно, что такой объём вывоза продукции будет ориентирован не только в западном направлении СМП, но и в восточном направлении, наиболее тяжелом в зимний период. И потребует круглогодичного использования северного морского пути. И, конечно, в этой части вызовом является строительство дополнительно еще не менее 50 судов тяжелого ледового класса, которые круглогодично будут бороздить по просторам северного морского пути. В этой части необходимо соблюдение всех экологических требований, стандартов по высшим мировым практикам.

С учетом темы нашей сегодняшней дискуссии, я позволю себе несколько соображений в части экологии высказать. На ежегодной и на постоянной основе необходимо проведение экологического мониторинга по северному морскому пути, в случае выявления негативных тенденций необходима выработка и принятие соответствующих компенсирующих мероприятий. Два раза в год необходимо проведение научных исследований. Производственный экологический мониторинг и контроль.

Хорошими инструментами (в будущем) должны являться спутниковые технологии, которые делали бы дистанционное зондирование земли. Это позволило бы проводить экологический мониторинг с точки зрения разливов нефти, их дрейфа – смещения этих пятен с учетом гидрометеорологических условий.

В настоящий момент, конечно, нельзя, говорит, что работы не ведутся, они, ведутся, но, на наш взгляд, к сожалению, нет единых стандартов и подходов к таким мониторингам. – высказал соображения и поделился планами по развитию СМП заместитель директора дирекции – Директор Департамента развития СМП Госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко, освещая тему «Развитие судоходства по Северному морскому пути»


Светлана Липина

– Среди глобальных целей Организации Объединенных Наций, до 30 года, работа по сохранению морских экосистем. Перед ООН стоит задача не только о пропаганде зеленой повестки, но и по мягкому принуждению государств – членов организации к активным совместным действиям. Это очень важное направление работы. Во-первых, далеко не все страны имеют непосредственный доступ к заполярным территориям, в силу действующих международных соглашений, режимов, национальных границ, территориальных морей. А во-вторых, доступная в научном плане территория южного заполярья не сулит очевидной и быстрой экономической выгоды, так как далекая от привлекательных логистических цепочек пространств мирового океана. Арктика и Антарктика фактически являются объектами пристального внимания клубов по интересам, нежели экосистемами за состоянием которых пристально наблюдают миллиарды людей, как это например происходит в случае с качеством атмосферного воздуха. Наличие полярных кругов будто бы накидывать на эти регионы вуаль тайны. Вместо того чтобы обеспечить сохранение и бережное изучение этой особенной природной среды, зачастую происходит отстранение людей от этой темы, ибо ей придаётся совершенно второстепенное значение. На индивидуальном уровне, уровне отдельно взятой личности у нас там ситуация еще более усугубляется тем, что лишь единицы изучают эти регионы профессионально. Тысячи привлечены к работе международных правительственных и неправительственных организаций, а миллиарды сконцентрированы на решение других проблем. С одной стороны, это в порядке вещей, с учетом разделения труда, с другой стороны энергия миллиардов могла бы здорово помочь нам в продвижении глобальных инициатив Организации Объединённых Наций на национальном, региональном и местном уровнях. – из доклада «Сохранение и развитие морских и прибрежных экосистем. Полярный фактор» Светланы Липиной, члена Общественного совета Минприроды РФ, доктора экономических наук.


Дмитрий Глазов

– Я как сотрудник Академии наук, не могу не сказать, что экология изначально это наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой. Она даже расшифровывается как наука о доме. И наш дом, в том числе, это Арктика. И мы, как тот самый организм, должны плавно в эту Арктику войти и взаимодействовать. Понятно, что это взаимодействие возможно только в случае развития. Развитие связано со многими направлениями, в том числе с недропользованием и с развитием военной деятельности, по которую мы, к сожалению, немножко забываем, тем не менее военная активность увеличивается. И увеличивается воздействие этой деятельности на окружающую среду. И развитие туризма, ну и конечно, рыболовства. Арктика освобождается ото льда, она дает доступ к ресурсам. Эти ресурсы становятся доступнее, рыболовство уходит всё дальше и дальше из Баренцева моря на восток. И всё это связано с изменениями климата. И сегодня на пленарной сессии была хорошая фраза, что изменения климата – это не просто факт, нужно понимать, что это тоже влияние человека на окружающую среду. Это касается и сажи, которая от проходов, и метана, который мы производим, и так далее. На Арктику влияет ещё и трансграничный перенос, то что мы делаем Москве влияет на Арктику – так начал своё выступление по теме «Шумовое загрязнение морской среды — воздействие на морских обитателей. Методы борьбы и оценка ущерба морским млекопитающим» Дмитрий Глазов, ведущий инженер Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН.

– Северный морской путь гораздо короче Суэцкого канал, и только за счёт этого у нас на 23% сокращаются выбросы парниковых газов. Если мы будем переводить суда на СПГ (сжиженный природный газ), то они сократятся на 38%, а если мы будем использовать аммиак, водород, атом, то это будет 100 %.

Сегодня СПГ имеет более практическое применение, это связано со зрелостью технологий. Но сегодня развивается и применение нового топлива – метанола. Осенью 2020 г. у побережья Ямала встал на производственную вахту и на плавучую основу первый завод по производству метанола. Производство метанола в год будет в первое время 10 тыс. в год. В ближайшие 10 лет у нас будет преобладать СПГ, метанол и водород. – так коротко выглядят планы по переходу судов на более «лёгкое» топливо, которыми поделился Никита Доброславский – директор программы «Арктический диалог» московской школы управления «Сколково» в докладе «Устойчивое арктическое судоходство»

– Что сейчас происходит с океаном – чрезмерная эксплуатация ресурсов, перелов рыбы, изменение климата – теплеют воды и в Арктике, и в Антарктике. Если всё будет идти, как сейчас, кислотность к 50-му году вырастет на 50%, погибнет огромное количество рифов, пластика в океане будет больше, чем рыбы. Из-за изменения климата будет меняться и уровень океана. А поднятия океана на сантиметр – это порядка миллиона климатических беженцев.

Только Арктика и Антарктика наименее изменены. Антарктика это порядка 90% первозданности, Арктика 70%, что касается тропических зон 0, 2, 0, 3% и это фактически уже мертвый океан. Это уменьшение и рифов, и рыбы. Почему сейчас рыболовство уходит, потому что и рыба уходит из этих мертвых районов.

И в Арктике тает лёд и в Антарктике происходит то же самое. И в Арктике, и в Антарктике есть циркумполярные течения, они взаимосвязаны. Они охлаждают воду во всех морях и океанах, они насыщают кислородом, питательными веществами, но если что — то произойдет с этим глобальным механизмом, то даже страшно представить, что произойдет с нашей планетой. Поэтому вся эта акватории в Антарктике и в Арктике, она очень важна для изменения климата и для людей. Нужно создавать Морские охраняемые районы – это новый инструмент и новый институт. Это специальные районы, которые назначаются после большого количества исследований и которые важны в данном месте для биологических видов. Например, там идет кормления у млекопитающих, у различных птиц, потому что все животные они выбирают для ареала определённые зоны. Самые критические такие районы нужно брать под охрану. – буквально призывом: активнее создавать Морские охраняемые районы завершила работу сессии Елена Жаркова, Эксперт ЦУР 14 Курс 2030, наблюдатель на международных заседаниях КСДА и АНТКОМ, представитель Коалиции по сохранению Южного океана и Антарктики, выступив с темой «Морские охраняемые районы в полярных районах»

Тематическая сессия закончилась предварительным подведением итогов и решением продолжить деловую встречу в том же составе в офисе Фонда «Чистые моря» и составить дорожную карту!

Полностью сессию можно посмотреть здесь

[~DETAIL_TEXT] =>

Деловой разговор на тему: Морская и прибрежная среда Арктики. Судоходная деятельность. Изучение и защита, сохранение и устойчивое использование.

25 июня в формате онлайн/офлайн (часть спикеров в информационном агентстве ТАСС, часть в дистанционном режиме из собственных офисов) говорили о важных и насущных задачах в развитии Арктики. Модератором тематической сессии выступил генеральный директор Фонда «Чистые моря» Василий Богословский.


Василий Богословский

– Добрый день, уважаемые участники Форума и нашей сессии «Морская и прибрежная среда Арктики. Судоходная деятельность. Изучение и защита, сохранение и устойчивое использование».

Для меня, как для модератора, эта тема близка и более чем понятна. Я буквально в конце мая, вернулся из Арктической зоны, был в экспедиции по авиаучёту белого медведя «Хозяин Арктики». Более того я много лет занимался судоходной деятельностью! Фонд «Чистые моря», который я возглавляю, объединяет усилия ученых, политиков и бизнесменов для взаимодействия в борьбе за сохранение водной среды и биоразнообразия ее живых ресурсов. Сейчас наша команда тоже находится в арктической зоне и занимается там исследованиями. В составе большой экспедиции на судне «Михаил Сомов» члены проекта «Хозяин Арктики» уже дошли до архипелагов Новая земля и Земля Франца-Иосифа. Учёные поймали и обездвижили на время медведей, взяли биопробы и надели на самок спутниковые ошейники. Так что о том, как живет Арктика, чем дышит, какие проблемы испытывает, наш Фонд знает не понаслышке. – такими словами Василий Викторович Богословский предварил работу сессии.


Рустам Романенков

– Сейчас для России серьёзный шанс как для председателя, т.к. мы можем повлиять в течение этих двух лет на возможности Арктического совета, как площадки, для того чтобы решать серьёзные вопросы. Арктический совет, будучи форумом, лишён некоторых инструментов в отличии, например, от полноценной международной организации. И здесь важно договариваться на международном уровне именно в вопросах межгосударственного взаимодействия относительно инструментов. Потому что, когда мы будем понимать и расчертим себе повестку социально-экономических, и экологических, и этнокультурных направлений для развития, то мы должны будем договориться о тех механизмах и инструментах, с помощью которых мы будем эти проекты реализовывать. У большой международной организации есть свои финансовые институты и ей это делать методологически несколько проще. Я думаю, здесь международное сотрудничество будет иметь очень большое значение. – поделился своими суждениями заместитель генерального директора АНО «Центр «Арктические инициативы» Рустам Романенков, выступая с докладом «Председательство России в Арктическом совете. Задачи и возможности»

– Развитие крупных инвестиционных проектов в арктической зоне РФ ведет к взрывному росту судоходства по северному морскому пути. В рамках федерального проекта «Северный морской путь» (СМП) целевым показателем к 30 году объем перевозок уже зафиксирован в 110 миллионов тонн. Напомню, рекордом всего Советского Союза являлось 6,5 миллионов тонн, который был достигнут в 87 году. Понятно, что такой объём вывоза продукции будет ориентирован не только в западном направлении СМП, но и в восточном направлении, наиболее тяжелом в зимний период. И потребует круглогодичного использования северного морского пути. И, конечно, в этой части вызовом является строительство дополнительно еще не менее 50 судов тяжелого ледового класса, которые круглогодично будут бороздить по просторам северного морского пути. В этой части необходимо соблюдение всех экологических требований, стандартов по высшим мировым практикам.

С учетом темы нашей сегодняшней дискуссии, я позволю себе несколько соображений в части экологии высказать. На ежегодной и на постоянной основе необходимо проведение экологического мониторинга по северному морскому пути, в случае выявления негативных тенденций необходима выработка и принятие соответствующих компенсирующих мероприятий. Два раза в год необходимо проведение научных исследований. Производственный экологический мониторинг и контроль.

Хорошими инструментами (в будущем) должны являться спутниковые технологии, которые делали бы дистанционное зондирование земли. Это позволило бы проводить экологический мониторинг с точки зрения разливов нефти, их дрейфа – смещения этих пятен с учетом гидрометеорологических условий.

В настоящий момент, конечно, нельзя, говорит, что работы не ведутся, они, ведутся, но, на наш взгляд, к сожалению, нет единых стандартов и подходов к таким мониторингам. – высказал соображения и поделился планами по развитию СМП заместитель директора дирекции – Директор Департамента развития СМП Госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко, освещая тему «Развитие судоходства по Северному морскому пути»


Светлана Липина

– Среди глобальных целей Организации Объединенных Наций, до 30 года, работа по сохранению морских экосистем. Перед ООН стоит задача не только о пропаганде зеленой повестки, но и по мягкому принуждению государств – членов организации к активным совместным действиям. Это очень важное направление работы. Во-первых, далеко не все страны имеют непосредственный доступ к заполярным территориям, в силу действующих международных соглашений, режимов, национальных границ, территориальных морей. А во-вторых, доступная в научном плане территория южного заполярья не сулит очевидной и быстрой экономической выгоды, так как далекая от привлекательных логистических цепочек пространств мирового океана. Арктика и Антарктика фактически являются объектами пристального внимания клубов по интересам, нежели экосистемами за состоянием которых пристально наблюдают миллиарды людей, как это например происходит в случае с качеством атмосферного воздуха. Наличие полярных кругов будто бы накидывать на эти регионы вуаль тайны. Вместо того чтобы обеспечить сохранение и бережное изучение этой особенной природной среды, зачастую происходит отстранение людей от этой темы, ибо ей придаётся совершенно второстепенное значение. На индивидуальном уровне, уровне отдельно взятой личности у нас там ситуация еще более усугубляется тем, что лишь единицы изучают эти регионы профессионально. Тысячи привлечены к работе международных правительственных и неправительственных организаций, а миллиарды сконцентрированы на решение других проблем. С одной стороны, это в порядке вещей, с учетом разделения труда, с другой стороны энергия миллиардов могла бы здорово помочь нам в продвижении глобальных инициатив Организации Объединённых Наций на национальном, региональном и местном уровнях. – из доклада «Сохранение и развитие морских и прибрежных экосистем. Полярный фактор» Светланы Липиной, члена Общественного совета Минприроды РФ, доктора экономических наук.


Дмитрий Глазов

– Я как сотрудник Академии наук, не могу не сказать, что экология изначально это наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой. Она даже расшифровывается как наука о доме. И наш дом, в том числе, это Арктика. И мы, как тот самый организм, должны плавно в эту Арктику войти и взаимодействовать. Понятно, что это взаимодействие возможно только в случае развития. Развитие связано со многими направлениями, в том числе с недропользованием и с развитием военной деятельности, по которую мы, к сожалению, немножко забываем, тем не менее военная активность увеличивается. И увеличивается воздействие этой деятельности на окружающую среду. И развитие туризма, ну и конечно, рыболовства. Арктика освобождается ото льда, она дает доступ к ресурсам. Эти ресурсы становятся доступнее, рыболовство уходит всё дальше и дальше из Баренцева моря на восток. И всё это связано с изменениями климата. И сегодня на пленарной сессии была хорошая фраза, что изменения климата – это не просто факт, нужно понимать, что это тоже влияние человека на окружающую среду. Это касается и сажи, которая от проходов, и метана, который мы производим, и так далее. На Арктику влияет ещё и трансграничный перенос, то что мы делаем Москве влияет на Арктику – так начал своё выступление по теме «Шумовое загрязнение морской среды — воздействие на морских обитателей. Методы борьбы и оценка ущерба морским млекопитающим» Дмитрий Глазов, ведущий инженер Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН.

– Северный морской путь гораздо короче Суэцкого канал, и только за счёт этого у нас на 23% сокращаются выбросы парниковых газов. Если мы будем переводить суда на СПГ (сжиженный природный газ), то они сократятся на 38%, а если мы будем использовать аммиак, водород, атом, то это будет 100 %.

Сегодня СПГ имеет более практическое применение, это связано со зрелостью технологий. Но сегодня развивается и применение нового топлива – метанола. Осенью 2020 г. у побережья Ямала встал на производственную вахту и на плавучую основу первый завод по производству метанола. Производство метанола в год будет в первое время 10 тыс. в год. В ближайшие 10 лет у нас будет преобладать СПГ, метанол и водород. – так коротко выглядят планы по переходу судов на более «лёгкое» топливо, которыми поделился Никита Доброславский – директор программы «Арктический диалог» московской школы управления «Сколково» в докладе «Устойчивое арктическое судоходство»

– Что сейчас происходит с океаном – чрезмерная эксплуатация ресурсов, перелов рыбы, изменение климата – теплеют воды и в Арктике, и в Антарктике. Если всё будет идти, как сейчас, кислотность к 50-му году вырастет на 50%, погибнет огромное количество рифов, пластика в океане будет больше, чем рыбы. Из-за изменения климата будет меняться и уровень океана. А поднятия океана на сантиметр – это порядка миллиона климатических беженцев.

Только Арктика и Антарктика наименее изменены. Антарктика это порядка 90% первозданности, Арктика 70%, что касается тропических зон 0, 2, 0, 3% и это фактически уже мертвый океан. Это уменьшение и рифов, и рыбы. Почему сейчас рыболовство уходит, потому что и рыба уходит из этих мертвых районов.

И в Арктике тает лёд и в Антарктике происходит то же самое. И в Арктике, и в Антарктике есть циркумполярные течения, они взаимосвязаны. Они охлаждают воду во всех морях и океанах, они насыщают кислородом, питательными веществами, но если что — то произойдет с этим глобальным механизмом, то даже страшно представить, что произойдет с нашей планетой. Поэтому вся эта акватории в Антарктике и в Арктике, она очень важна для изменения климата и для людей. Нужно создавать Морские охраняемые районы – это новый инструмент и новый институт. Это специальные районы, которые назначаются после большого количества исследований и которые важны в данном месте для биологических видов. Например, там идет кормления у млекопитающих, у различных птиц, потому что все животные они выбирают для ареала определённые зоны. Самые критические такие районы нужно брать под охрану. – буквально призывом: активнее создавать Морские охраняемые районы завершила работу сессии Елена Жаркова, Эксперт ЦУР 14 Курс 2030, наблюдатель на международных заседаниях КСДА и АНТКОМ, представитель Коалиции по сохранению Южного океана и Антарктики, выступив с темой «Морские охраняемые районы в полярных районах»

Тематическая сессия закончилась предварительным подведением итогов и решением продолжить деловую встречу в том же составе в офисе Фонда «Чистые моря» и составить дорожную карту!

Полностью сессию можно посмотреть здесь

[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => Деловой разговор на тему: Морская и прибрежная среда Арктики. Судоходная деятельность. Изучение и защита, сохранение и устойчивое использование. [~PREVIEW_TEXT] => Деловой разговор на тему: Морская и прибрежная среда Арктики. Судоходная деятельность. Изучение и защита, сохранение и устойчивое использование. [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [DETAIL_PICTURE] => [~DETAIL_PICTURE] => [TIMESTAMP_X] => 02.07.2021 13:18:48 [~TIMESTAMP_X] => 02.07.2021 13:18:48 [ACTIVE_FROM] => 25.06.2021 16:34:00 [~ACTIVE_FROM] => 25.06.2021 16:34:00 [LIST_PAGE_URL] => /novosti/ [~LIST_PAGE_URL] => /novosti/ [DETAIL_PAGE_URL] => /novosti/vesti-s-foruma/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /novosti/vesti-s-foruma/ [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => vesti-s-foruma [~CODE] => vesti-s-foruma [EXTERNAL_ID] => 2511 [~EXTERNAL_ID] => 2511 [IBLOCK_TYPE_ID] => Content [~IBLOCK_TYPE_ID] => Content [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => s1 [~LID] => s1 [NAV_RESULT] => [NAV_CACHED_DATA] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 25.06.2021 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => Вести с ФорумаДеловой разговор на тему: Морская и прибрежная среда Арктики. Судоходная деятельность. Изучение и защита, сохранение и устойчивое использование. [SECTION_META_TITLE] => Вести с Форума Международный экологический фонд «Чистые моря» [SECTION_META_KEYWORDS] => Вести с Форума [SECTION_META_DESCRIPTION] => Вести с ФорумаДеловой разговор на тему: Морская и прибрежная среда Арктики. Судоходная деятельность. Изучение и защита, сохранение и устойчивое использование. [SECTION_PAGE_TITLE] => Вести с Форума [ELEMENT_META_TITLE] => Вести с Форума Международный экологический фонд «Чистые моря» [ELEMENT_META_KEYWORDS] => Вести с Форума [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Вести с Форума [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Вести с Форума [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Вести с Форума [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Вести с Форума [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Вести с Форума [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Вести с Форума [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Вести с Форума [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Вести с Форума ) [FIELDS] => Array ( [PREVIEW_PICTURE] => Array ( [ID] => 3626 [TIMESTAMP_X] => 02.07.2021 13:18:48 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 800 [WIDTH] => 1200 [FILE_SIZE] => 344283 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/ee5 [FILE_NAME] => ee5cb5e13c27446691282965ead0475b.jpg [ORIGINAL_NAME] => TASS_46671853.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 1d82543da5095cd28f3b1ee2863b30ca [VERSION_ORIGINAL_ID] => [META] => [SRC] => /upload/iblock/ee5/ee5cb5e13c27446691282965ead0475b.jpg [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/ee5/ee5cb5e13c27446691282965ead0475b.jpg [SAFE_SRC] => /upload/iblock/ee5/ee5cb5e13c27446691282965ead0475b.jpg [ALT] => Вести с Форума [TITLE] => Вести с Форума ) ) [PROPERTIES] => Array ( [PHOTO_SLIDE] => Array ( [ID] => 25 [TIMESTAMP_X] => 2020-09-08 15:30:06 [IBLOCK_ID] => 4 [NAME] => Фото для слайдера [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PHOTO_SLIDE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => Y [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Фото для слайдера [~DEFAULT_VALUE] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( ) [IBLOCK] => Array ( [ID] => 4 [~ID] => 4 [TIMESTAMP_X] => 22.10.2018 15:14:28 [~TIMESTAMP_X] => 22.10.2018 15:14:28 [IBLOCK_TYPE_ID] => Content [~IBLOCK_TYPE_ID] => Content [LID] => s1 [~LID] => s1 [CODE] => news [~CODE] => news [API_CODE] => [~API_CODE] => [NAME] => Новости [~NAME] => Новости [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [LIST_PAGE_URL] => /novosti/ [~LIST_PAGE_URL] => /novosti/ [DETAIL_PAGE_URL] => /novosti/#ELEMENT_CODE#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /novosti/#ELEMENT_CODE#/ [SECTION_PAGE_URL] => [~SECTION_PAGE_URL] => [CANONICAL_PAGE_URL] => /novosti/news/ [~CANONICAL_PAGE_URL] => /novosti/news/ [PICTURE] => [~PICTURE] => [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [RSS_TTL] => 24 [~RSS_TTL] => 24 [RSS_ACTIVE] => Y [~RSS_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_ACTIVE] => N [~RSS_FILE_ACTIVE] => N [RSS_FILE_LIMIT] => [~RSS_FILE_LIMIT] => [RSS_FILE_DAYS] => [~RSS_FILE_DAYS] => [RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [XML_ID] => [~XML_ID] => [TMP_ID] => [~TMP_ID] => [INDEX_ELEMENT] => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y [INDEX_SECTION] => Y [~INDEX_SECTION] => Y [WORKFLOW] => N [~WORKFLOW] => N [BIZPROC] => N [~BIZPROC] => N [SECTION_CHOOSER] => L [~SECTION_CHOOSER] => L [LIST_MODE] => C [~LIST_MODE] => C [RIGHTS_MODE] => S [~RIGHTS_MODE] => S [SECTION_PROPERTY] => N [~SECTION_PROPERTY] => N [PROPERTY_INDEX] => N [~PROPERTY_INDEX] => N [VERSION] => 1 [~VERSION] => 1 [LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [EDIT_FILE_BEFORE] => [~EDIT_FILE_BEFORE] => [EDIT_FILE_AFTER] => [~EDIT_FILE_AFTER] => [SECTIONS_NAME] => Разделы [~SECTIONS_NAME] => Разделы [SECTION_NAME] => Раздел [~SECTION_NAME] => Раздел [ELEMENTS_NAME] => Элементы [~ELEMENTS_NAME] => Элементы [ELEMENT_NAME] => Элемент [~ELEMENT_NAME] => Элемент [REST_ON] => N [~REST_ON] => N [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SERVER_NAME] => cleanseas.ru [~SERVER_NAME] => cleanseas.ru ) [SECTION] => Array ( [PATH] => Array ( ) ) [SECTION_URL] => [META_TAGS] => Array ( [TITLE] => Вести с Форума [ELEMENT_CHAIN] => Вести с Форума [BROWSER_TITLE] => Вести с Форума Международный экологический фонд «Чистые моря» [KEYWORDS] => Вести с Форума [DESCRIPTION] => Вести с ФорумаДеловой разговор на тему: Морская и прибрежная среда Арктики. Судоходная деятельность. Изучение и защита, сохранение и устойчивое использование. ) )

Вести с Форума

Деловой разговор на тему: Морская и прибрежная среда Арктики. Судоходная деятельность. Изучение и защита, сохранение и устойчивое использование.

25 июня в формате онлайн/офлайн (часть спикеров в информационном агентстве ТАСС, часть в дистанционном режиме из собственных офисов) говорили о важных и насущных задачах в развитии Арктики. Модератором тематической сессии выступил генеральный директор Фонда «Чистые моря» Василий Богословский.


Василий Богословский

– Добрый день, уважаемые участники Форума и нашей сессии «Морская и прибрежная среда Арктики. Судоходная деятельность. Изучение и защита, сохранение и устойчивое использование».

Для меня, как для модератора, эта тема близка и более чем понятна. Я буквально в конце мая, вернулся из Арктической зоны, был в экспедиции по авиаучёту белого медведя «Хозяин Арктики». Более того я много лет занимался судоходной деятельностью! Фонд «Чистые моря», который я возглавляю, объединяет усилия ученых, политиков и бизнесменов для взаимодействия в борьбе за сохранение водной среды и биоразнообразия ее живых ресурсов. Сейчас наша команда тоже находится в арктической зоне и занимается там исследованиями. В составе большой экспедиции на судне «Михаил Сомов» члены проекта «Хозяин Арктики» уже дошли до архипелагов Новая земля и Земля Франца-Иосифа. Учёные поймали и обездвижили на время медведей, взяли биопробы и надели на самок спутниковые ошейники. Так что о том, как живет Арктика, чем дышит, какие проблемы испытывает, наш Фонд знает не понаслышке. – такими словами Василий Викторович Богословский предварил работу сессии.


Рустам Романенков

– Сейчас для России серьёзный шанс как для председателя, т.к. мы можем повлиять в течение этих двух лет на возможности Арктического совета, как площадки, для того чтобы решать серьёзные вопросы. Арктический совет, будучи форумом, лишён некоторых инструментов в отличии, например, от полноценной международной организации. И здесь важно договариваться на международном уровне именно в вопросах межгосударственного взаимодействия относительно инструментов. Потому что, когда мы будем понимать и расчертим себе повестку социально-экономических, и экологических, и этнокультурных направлений для развития, то мы должны будем договориться о тех механизмах и инструментах, с помощью которых мы будем эти проекты реализовывать. У большой международной организации есть свои финансовые институты и ей это делать методологически несколько проще. Я думаю, здесь международное сотрудничество будет иметь очень большое значение. – поделился своими суждениями заместитель генерального директора АНО «Центр «Арктические инициативы» Рустам Романенков, выступая с докладом «Председательство России в Арктическом совете. Задачи и возможности»

– Развитие крупных инвестиционных проектов в арктической зоне РФ ведет к взрывному росту судоходства по северному морскому пути. В рамках федерального проекта «Северный морской путь» (СМП) целевым показателем к 30 году объем перевозок уже зафиксирован в 110 миллионов тонн. Напомню, рекордом всего Советского Союза являлось 6,5 миллионов тонн, который был достигнут в 87 году. Понятно, что такой объём вывоза продукции будет ориентирован не только в западном направлении СМП, но и в восточном направлении, наиболее тяжелом в зимний период. И потребует круглогодичного использования северного морского пути. И, конечно, в этой части вызовом является строительство дополнительно еще не менее 50 судов тяжелого ледового класса, которые круглогодично будут бороздить по просторам северного морского пути. В этой части необходимо соблюдение всех экологических требований, стандартов по высшим мировым практикам.

С учетом темы нашей сегодняшней дискуссии, я позволю себе несколько соображений в части экологии высказать. На ежегодной и на постоянной основе необходимо проведение экологического мониторинга по северному морскому пути, в случае выявления негативных тенденций необходима выработка и принятие соответствующих компенсирующих мероприятий. Два раза в год необходимо проведение научных исследований. Производственный экологический мониторинг и контроль.

Хорошими инструментами (в будущем) должны являться спутниковые технологии, которые делали бы дистанционное зондирование земли. Это позволило бы проводить экологический мониторинг с точки зрения разливов нефти, их дрейфа – смещения этих пятен с учетом гидрометеорологических условий.

В настоящий момент, конечно, нельзя, говорит, что работы не ведутся, они, ведутся, но, на наш взгляд, к сожалению, нет единых стандартов и подходов к таким мониторингам. – высказал соображения и поделился планами по развитию СМП заместитель директора дирекции – Директор Департамента развития СМП Госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко, освещая тему «Развитие судоходства по Северному морскому пути»


Светлана Липина

– Среди глобальных целей Организации Объединенных Наций, до 30 года, работа по сохранению морских экосистем. Перед ООН стоит задача не только о пропаганде зеленой повестки, но и по мягкому принуждению государств – членов организации к активным совместным действиям. Это очень важное направление работы. Во-первых, далеко не все страны имеют непосредственный доступ к заполярным территориям, в силу действующих международных соглашений, режимов, национальных границ, территориальных морей. А во-вторых, доступная в научном плане территория южного заполярья не сулит очевидной и быстрой экономической выгоды, так как далекая от привлекательных логистических цепочек пространств мирового океана. Арктика и Антарктика фактически являются объектами пристального внимания клубов по интересам, нежели экосистемами за состоянием которых пристально наблюдают миллиарды людей, как это например происходит в случае с качеством атмосферного воздуха. Наличие полярных кругов будто бы накидывать на эти регионы вуаль тайны. Вместо того чтобы обеспечить сохранение и бережное изучение этой особенной природной среды, зачастую происходит отстранение людей от этой темы, ибо ей придаётся совершенно второстепенное значение. На индивидуальном уровне, уровне отдельно взятой личности у нас там ситуация еще более усугубляется тем, что лишь единицы изучают эти регионы профессионально. Тысячи привлечены к работе международных правительственных и неправительственных организаций, а миллиарды сконцентрированы на решение других проблем. С одной стороны, это в порядке вещей, с учетом разделения труда, с другой стороны энергия миллиардов могла бы здорово помочь нам в продвижении глобальных инициатив Организации Объединённых Наций на национальном, региональном и местном уровнях. – из доклада «Сохранение и развитие морских и прибрежных экосистем. Полярный фактор» Светланы Липиной, члена Общественного совета Минприроды РФ, доктора экономических наук.


Дмитрий Глазов

– Я как сотрудник Академии наук, не могу не сказать, что экология изначально это наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой. Она даже расшифровывается как наука о доме. И наш дом, в том числе, это Арктика. И мы, как тот самый организм, должны плавно в эту Арктику войти и взаимодействовать. Понятно, что это взаимодействие возможно только в случае развития. Развитие связано со многими направлениями, в том числе с недропользованием и с развитием военной деятельности, по которую мы, к сожалению, немножко забываем, тем не менее военная активность увеличивается. И увеличивается воздействие этой деятельности на окружающую среду. И развитие туризма, ну и конечно, рыболовства. Арктика освобождается ото льда, она дает доступ к ресурсам. Эти ресурсы становятся доступнее, рыболовство уходит всё дальше и дальше из Баренцева моря на восток. И всё это связано с изменениями климата. И сегодня на пленарной сессии была хорошая фраза, что изменения климата – это не просто факт, нужно понимать, что это тоже влияние человека на окружающую среду. Это касается и сажи, которая от проходов, и метана, который мы производим, и так далее. На Арктику влияет ещё и трансграничный перенос, то что мы делаем Москве влияет на Арктику – так начал своё выступление по теме «Шумовое загрязнение морской среды — воздействие на морских обитателей. Методы борьбы и оценка ущерба морским млекопитающим» Дмитрий Глазов, ведущий инженер Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН.

– Северный морской путь гораздо короче Суэцкого канал, и только за счёт этого у нас на 23% сокращаются выбросы парниковых газов. Если мы будем переводить суда на СПГ (сжиженный природный газ), то они сократятся на 38%, а если мы будем использовать аммиак, водород, атом, то это будет 100 %.

Сегодня СПГ имеет более практическое применение, это связано со зрелостью технологий. Но сегодня развивается и применение нового топлива – метанола. Осенью 2020 г. у побережья Ямала встал на производственную вахту и на плавучую основу первый завод по производству метанола. Производство метанола в год будет в первое время 10 тыс. в год. В ближайшие 10 лет у нас будет преобладать СПГ, метанол и водород. – так коротко выглядят планы по переходу судов на более «лёгкое» топливо, которыми поделился Никита Доброславский – директор программы «Арктический диалог» московской школы управления «Сколково» в докладе «Устойчивое арктическое судоходство»

– Что сейчас происходит с океаном – чрезмерная эксплуатация ресурсов, перелов рыбы, изменение климата – теплеют воды и в Арктике, и в Антарктике. Если всё будет идти, как сейчас, кислотность к 50-му году вырастет на 50%, погибнет огромное количество рифов, пластика в океане будет больше, чем рыбы. Из-за изменения климата будет меняться и уровень океана. А поднятия океана на сантиметр – это порядка миллиона климатических беженцев.

Только Арктика и Антарктика наименее изменены. Антарктика это порядка 90% первозданности, Арктика 70%, что касается тропических зон 0, 2, 0, 3% и это фактически уже мертвый океан. Это уменьшение и рифов, и рыбы. Почему сейчас рыболовство уходит, потому что и рыба уходит из этих мертвых районов.

И в Арктике тает лёд и в Антарктике происходит то же самое. И в Арктике, и в Антарктике есть циркумполярные течения, они взаимосвязаны. Они охлаждают воду во всех морях и океанах, они насыщают кислородом, питательными веществами, но если что — то произойдет с этим глобальным механизмом, то даже страшно представить, что произойдет с нашей планетой. Поэтому вся эта акватории в Антарктике и в Арктике, она очень важна для изменения климата и для людей. Нужно создавать Морские охраняемые районы – это новый инструмент и новый институт. Это специальные районы, которые назначаются после большого количества исследований и которые важны в данном месте для биологических видов. Например, там идет кормления у млекопитающих, у различных птиц, потому что все животные они выбирают для ареала определённые зоны. Самые критические такие районы нужно брать под охрану. – буквально призывом: активнее создавать Морские охраняемые районы завершила работу сессии Елена Жаркова, Эксперт ЦУР 14 Курс 2030, наблюдатель на международных заседаниях КСДА и АНТКОМ, представитель Коалиции по сохранению Южного океана и Антарктики, выступив с темой «Морские охраняемые районы в полярных районах»

Тематическая сессия закончилась предварительным подведением итогов и решением продолжить деловую встречу в том же составе в офисе Фонда «Чистые моря» и составить дорожную карту!

Полностью сессию можно посмотреть здесь