Главная
Новости
Руководитель экологического фонда "Чистые моря" рассказал о преимуществах открытой перевалки угля
Array
(
[PREVIEW_PICTURE] => Array
(
[ID] => 1642
[TIMESTAMP_X] => 25.10.2018 15:57:56
[MODULE_ID] => iblock
[HEIGHT] => 1504
[WIDTH] => 2256
[FILE_SIZE] => 1515996
[CONTENT_TYPE] => image/jpeg
[SUBDIR] => iblock/6de
[FILE_NAME] => 6de36c515ebdc8a3876a07694b9ba576.JPG
[ORIGINAL_NAME] => IMG_6292.JPG
[DESCRIPTION] =>
[HANDLER_ID] =>
[EXTERNAL_ID] => 766532b150db29fb24bd195c9b695a7f
[VERSION_ORIGINAL_ID] =>
[META] =>
[SRC] => /upload/iblock/6de/6de36c515ebdc8a3876a07694b9ba576.JPG
[UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/6de/6de36c515ebdc8a3876a07694b9ba576.JPG
[SAFE_SRC] => /upload/iblock/6de/6de36c515ebdc8a3876a07694b9ba576.JPG
[ALT] => Руководитель экологического фонда "Чистые моря" рассказал о преимуществах открытой перевалки угля
[TITLE] => Руководитель экологического фонда "Чистые моря" рассказал о преимуществах открытой перевалки угля
)
[~PREVIEW_PICTURE] => 1642
[ID] => 1609
[~ID] => 1609
[NAME] => Руководитель экологического фонда "Чистые моря" рассказал о преимуществах открытой перевалки угля
[~NAME] => Руководитель экологического фонда "Чистые моря" рассказал о преимуществах открытой перевалки угля
[IBLOCK_ID] => 4
[~IBLOCK_ID] => 4
[IBLOCK_SECTION_ID] =>
[~IBLOCK_SECTION_ID] =>
[DETAIL_TEXT] => Василий Богословский: Экологам не следует превращаться в политиков (ВИДЕО) Подробнее: http://primamedia.ru/news/show.php?id=396472&printmode=1 Постановление о запрете строительства новых открытых угольных терминалов в Приморском крае может не дать того экономического эффекта, на который рассчитывают власти региона. Закрытые терминалы, как правило, маломощны и требуют больших финансовых затрат. О проблеме перевалки угля, новых технологиях в угольной сфере, внедрению их в Приморье, а также о том, что экологам нельзя превращаться в политиков в прямом эфире PrimaMediaLIVE рассказал Василий Богословский - руководитель, основатель и идеолог международного экологического фонда "Чистые моря", почетный работник морского и речного флота РФ, почетный полярник России. Об экономическом эффекте - 23-24 октября во Владивостоке в кампусе ДВФУ на острове Русском состоялся Восьмой международный экологический форум "Природа без границ". Василий Викторович, какую проблему фонд "Чистые моря" обозначил в ходе мероприятия? - Мы рассматривали пылящие порты: угольные и зерновые, и их перспективы, с учетом развития Дальнего Востока. Отмечу, что это значимый вектор движения страны именно в эту сторону. Такие крупные объекты важны не только с учетом санкций, а с учетом освоения территорий и усиления промышленного и транспортного сектора. И, конечно, где, если не на Дальнем Востоке создавать такие мощные перерабатывающие центры и новые порты, новые экспортные и импортные точки и склады отгрузки – центры прибыли, которые бы поработали для развития этой части российской территории. - Фонд учитывал международный опыт в сфере открытых угольных терминалов? - Если рассматривать угольную проблему, и мы о ней говорили, то можно, конечно, выслушать много мнений, много различных точек зрения. Но мы в первую очередь всегда берем факты влияния на человека, определенного вида продукта на экологию. Безусловно, изучение международного опыта важно. Наши специалисты и я сам были практически во всех портах, где переваливается уголь. Начнем с юга: Туапсе - самый мощный, далее – Таганрог, Ейск, Усть-Луга – мощный порт на Балтике, далее – Архангельск, Мурманск, порт Восточный, Владивосток, Находка. Закрытых угольных терминалов практически нет, кроме Вентспилса в Европе. Но Вентспилс – это ограниченно связанный практически нахождением порта в городской черте. А остальные порты, как Антверпен и Роттердам, где переваливается огромное количество угля, - открытого типа. Поэтому мы смотрели, как производится экологический надзор и контроль в этих пылящих угольных терминалах, и как они минимизируют это воздействие, чтобы на границе санитарно-защитной зоны выдерживались предельно-допустимые концентрации угольной пыли. В общем-то, мы все это изучили, и вот цель нашего проекта была именно такая – показать и успокоить людей, потому что если мы будем здесь строить крытые порты, как предлагает администрация, ну что ж, давайте построим. - Так ведь администрация Приморья приняла постановление о запрете открытых угольных терминалов. - Я не критикую это постановление с точки зрения его правильности. Оно, может быть, и правильно. Но даст ли это постановление экономический эффект? Никто не будет строить крытые терминалы для угля на 20 миллионов тонн в ближайшие 10-15 лет. Это я вам говорю ответственно. Поэтому стоит ли такие постановления принимать? - Вы считаете, что постановление по запрету строительства новых открытых угольных терминалов может сказаться негативно, похоронить целую отрасль? - Скорее всего, бизнес просто будет искать пути обхода данного постановления, будет стремиться заполнить старые точки, группа экологов снова рванется туда. И с экономической точки зрения блага данное постановление краю не прибавит. - То есть вы негативно относитесь к закрытым терминалам? - Я не противник закрытых портов. Но инженеры меня поймут, если говорить о развитии, то это путь в никуда. Потому что это угольный порт, который будет переваливать около 4 млн тонн в год. А мы говорим об объемах на Дальнем Востоке, об увеличении до 50-70 млн. Это первый момент, что надо будет построить таких портов, наверное, 20, чтоб удовлетворить все потребности. Либо построить 4-5 нормальных портов открытого типа, удаленных от городской черты и выдерживающих полностью экологические нормативы, как это сделано в Европе. - Василий Викторович, какие отрицательные стороны вы можете выделить в закрытых терминалах по перевалке угля? - Может быть, для обывателя будет спокойнее, что терминал будет закрытым, но это поверхностный взгляд. Если рассуждать с инженерно-технической точки зрения: закрытый терминал – это огромный порт, внутрь которого мы хотим запаковать все, это огромная парусность объекта. Насколько сложным с архитектурной точки зрения должен быть такой объект, чтобы удержать всю конструкцию? Второе – пожароопасность. Если такой склад загорится, его не потушить просто так. Потом с точки зрения подхода, въезда, подъезда, раскрытий, энергооснащенности – это дополнительная энергетическая нагрузка на содержание такого склада. Вопрос в том, что при достаточном дефиците в крае газа на сегодняшний день - надо ставить газотурбинную установку, понадобятся дополнительные источники питания. Можно и 10 барьеров защиты придумать и поставить, но при таком достаточно дешевом продукте, как уголь (это же не алюминий), это не рентабельно. О лучшей преференции бизнесу - Всегда ли целесообразно применение новых технологий в угольной сфере? - По углю любую новую технологию надо приветствовать. Она все равно лучше старой. Ковшовый метод погрузки применяется везде. В той же Находке, порту Восточном, в Посьете. Все равно, если поставят более современный порт с конвейерной погрузкой, более совершенный и с удешевленными системами работы самих погрузочных механизмов и общей структуры, то стоимость погрузки угля будет менее 18 долларов за тонну угля, что реально повысит конкурентоспособность. - Такое удешевление сделать возможно? - Конечно, возможно. При достижении показателей порядка 20-25 миллионов тонн в год, я думаю, цена за погрузку одной тонны составит порядка 10-12 долларов. Это будет оптимально для инвесторов, а для природопользователей станет вполне приемлемым уровнем перевала. Это надо показать, и не бояться дискутировать. - Бизнесу, который занимается перевалкой угля, нужны преференции? Ведь говорят, что внедрение новых технологий будет неподъемно. - Здесь важно не мешать бизнесу. Вот это будет лучшая преференция со стороны государства. Не мешать, не вводить новые запреты, новые законы. Наши экологи и юристы – мы все - работали в системе Минприроды, Росприроднадзора. У нас серьезные и жесткие законы, охраняющие здоровье человека, экологическую обстановку. Вскоре должны выйти изменения в ФЗ о защите окружающей среды, там все прописано. У нас достаточно хорошая законодательная база. Но надо ее просто правильно применять. Для того чтобы внедрять технологии, которые бы позволили инспекторам вместе с населением эту ситуацию контролировать. Как говорится, на то и щука в озере – чтоб карась не дремал. Бизнес и так привык, что он под контролем, что его со всех сторон прижимают. - А мы не придем к проблеме спекуляции инспекторов, экологических организаций на этой ситуации? - У нас для этого есть государственно-экологическая экспертиза. Там сидят квалифицированные, серьезные люди. Ее пройти по новым технологиям не так просто. Сама процедура занимает длительное количество времени. - Бизнес готов вкладывать деньги в применение новых технологий? И еще вопрос: хватает ли специалистов, которые бы занимались внедрением современных технологий производства? - Новые технологии внедрять необходимо. Нужно поставить системы контроля. У нас огромный опыт работы. Мы посетили все порты. И нам хотелось просто приехать поговорить. Регион интересный, красивый. Я здесь встретил много единомышленников. - Отсутствие специалистов по внедрению технологий на Дальнем Востоке: проблема есть? - Это общероссийская проблема. В первую очередь, эти студенты как специалисты вырастают на производстве. В основном, это судостроители или судоремонтники. - Удалось ли поговорить с представителями бизнеса, связанного непосредственно с перевалкой угля, и найти точки соприкосновения? - Мне вчера удалось поговорить с генеральным директором порта Вера. Компетентный, приятный человек. Абсолютно взвешенно и правильно направленный на развитие этого участка. Ранее также познакомились с руководством порта Суходол, где, я так понял, идет борьба за место. Кому-то там что-то хочется сделать. Я слышал о рыбном кластере. Они должны разобраться между собой, кто какую нишу займет, кто имеет больше прав на участок. Это, наверное, вопрос уровня местных чиновников. С точки зрения самих этих бухт, мы смотрели, они идеальны что для порта Вера, что для Суходола. Это отдаленные от поселков места. С точки зрения розы ветров там естественное укрытие. В Суходоле был военный аэропорт в свое время. Там достаточно длинная посадочная полоса, вокруг закрыта горами. И, видимо, в районе этой посадочной полосы планируется делать угольный склад, защитить его барьерами и вынести дальше в бухту погрузочное устройство с конвейером. С точки зрения акватории, гидрологии, по-моему, тоже очень хорошее место. Но там, наверное, идет непонимание с местной властью. С точки зрения экологии для перегрузки угля открытым способом там нет никаких проблем. Также есть видение развития порта Восточный. Там есть место. В Находке сложнее менять технологию. Порты Находка, Туапсе, Мурманск, Махачкала – там сначала строился порт, а дальше наступал город. Поэтому исторический порт зажат городом. Сложнее, но там, значит, необходимо применять более сложные методы защиты и контроля. - Фонд "Чистые моря" готов способствовать каким-то образом внедрению технологий в Приморском крае? - Я считаю одной из основных задач фонда просветительскую деятельность. Рассказать и объяснить - это и есть часть нашей работы. Президент фонда Сергей Крикалев – один из лучших космонавтов мира, герой СССР, герой РФ. У нас давняя дружба с космонавтами. Мы даже ребят на орбите просим снимки с МКС делать - особенно тех горячих точек, вокруг которых поднимаются экологические волны. Помимо этого, наш фонд проводит благотворительные мероприятия. Мы работаем в основном с детскими домами. Организуем ребятам экологические акции, помогаем вещами, накрываем стол. Участвуем и в других интересных проектах. В свое время я работал директором сочинского Росморпорта, и мы готовили кругосветную парусную экспедицию, фонд ее сопровождал. Сейчас готовится огромный трансокеанский перелет на двух самолетах. Маршрут еще не отработан до конца. Экспедиция будет приурочена к юбилею Великой Победы в 2015 году. О политизированных экологах - Вы приняли участие в форуме "Природа без границ", где одной из главных тем было заявлено противостояние бизнеса и экологии. На ваш взгляд, где найти точки соприкосновения, чтобы это противостояние каким-то образом переросло во взаимовыгодное сотрудничество? - Имея большой опыт изучения объектов различной сложности, в основном морской направленности, мы наблюдаем экологические всплески в зависимости от местоположений и уровня объекта. То есть сначала начинается экологическая активность, как только начинается проект, потом она затихает, и экологи перекидываются на другой объект. Зачастую это носит заказной, политизированный характер. То же самое можно сказать и о западных экологах. Взять один из последних нашумевших случаев - высадку Гринписа на Приразломную. Мы еще прежде изучили эту платформу, были сами на ней, смотрели, как там соблюдают законодательство. Приразломная реально соответствует всем международным нормам, и уровень экологической безопасности там даже выше, чем у наших норвежских соседей. Однако мы наблюдали с вами совсем недавно эту выходку экологов из Гринпис. А за пару лет до этого мы видели разлив в Карибском море, где была страшная катастрофа, и при этом абсолютная тишина со стороны той же организации. Вот вам и западная сторона. Такое случается повсеместно. Это некий способ спекуляции, зарабатывания денег. - Василий Викторович, что бы Вы хотели сказать руководству нашего края, бизнесу и экологам? - Руководство края у вас сейчас достаточно прогрессивно настроено. Мне понравилось, как в ходе форума "Природа без границ" губернатор обошел каждый стенд, с каждым переговорил, вник. Это не каждый глава администрации делает, поверьте. Радует, что есть динамика. Владимир Миклушевский, насколько я знаю, выходец из научного сообщества. У него есть системный взгляд, он может где-то сделать аналитическую оценку динамики развития. Поэтому давайте пожелаем ему и его команде удачи. В целом, администрации края многое предстоит сделать. Я проехал и посмотрел ваш Дальневосточный федеральный университет. Это фантастика! Нам бы в свое время учиться в таких условиях. Это счастье учиться и жить в таком прекрасном месте. Быть молодым человеком, жить и учиться на Дальнем Востоке – это прекрасно. Мы всегда с большим удовольствием приезжаем в Приморье. А экологам мне бы хотелось пожелать одного – оставаться экологами, а не политиками. Подробнее: http://primamedia.ru/news/show.php?id=396472&printmode=1
[~DETAIL_TEXT] => Василий Богословский: Экологам не следует превращаться в политиков (ВИДЕО) Подробнее: http://primamedia.ru/news/show.php?id=396472&printmode=1 Постановление о запрете строительства новых открытых угольных терминалов в Приморском крае может не дать того экономического эффекта, на который рассчитывают власти региона. Закрытые терминалы, как правило, маломощны и требуют больших финансовых затрат. О проблеме перевалки угля, новых технологиях в угольной сфере, внедрению их в Приморье, а также о том, что экологам нельзя превращаться в политиков в прямом эфире PrimaMediaLIVE рассказал Василий Богословский - руководитель, основатель и идеолог международного экологического фонда "Чистые моря", почетный работник морского и речного флота РФ, почетный полярник России. Об экономическом эффекте - 23-24 октября во Владивостоке в кампусе ДВФУ на острове Русском состоялся Восьмой международный экологический форум "Природа без границ". Василий Викторович, какую проблему фонд "Чистые моря" обозначил в ходе мероприятия? - Мы рассматривали пылящие порты: угольные и зерновые, и их перспективы, с учетом развития Дальнего Востока. Отмечу, что это значимый вектор движения страны именно в эту сторону. Такие крупные объекты важны не только с учетом санкций, а с учетом освоения территорий и усиления промышленного и транспортного сектора. И, конечно, где, если не на Дальнем Востоке создавать такие мощные перерабатывающие центры и новые порты, новые экспортные и импортные точки и склады отгрузки – центры прибыли, которые бы поработали для развития этой части российской территории. - Фонд учитывал международный опыт в сфере открытых угольных терминалов? - Если рассматривать угольную проблему, и мы о ней говорили, то можно, конечно, выслушать много мнений, много различных точек зрения. Но мы в первую очередь всегда берем факты влияния на человека, определенного вида продукта на экологию. Безусловно, изучение международного опыта важно. Наши специалисты и я сам были практически во всех портах, где переваливается уголь. Начнем с юга: Туапсе - самый мощный, далее – Таганрог, Ейск, Усть-Луга – мощный порт на Балтике, далее – Архангельск, Мурманск, порт Восточный, Владивосток, Находка. Закрытых угольных терминалов практически нет, кроме Вентспилса в Европе. Но Вентспилс – это ограниченно связанный практически нахождением порта в городской черте. А остальные порты, как Антверпен и Роттердам, где переваливается огромное количество угля, - открытого типа. Поэтому мы смотрели, как производится экологический надзор и контроль в этих пылящих угольных терминалах, и как они минимизируют это воздействие, чтобы на границе санитарно-защитной зоны выдерживались предельно-допустимые концентрации угольной пыли. В общем-то, мы все это изучили, и вот цель нашего проекта была именно такая – показать и успокоить людей, потому что если мы будем здесь строить крытые порты, как предлагает администрация, ну что ж, давайте построим. - Так ведь администрация Приморья приняла постановление о запрете открытых угольных терминалов. - Я не критикую это постановление с точки зрения его правильности. Оно, может быть, и правильно. Но даст ли это постановление экономический эффект? Никто не будет строить крытые терминалы для угля на 20 миллионов тонн в ближайшие 10-15 лет. Это я вам говорю ответственно. Поэтому стоит ли такие постановления принимать? - Вы считаете, что постановление по запрету строительства новых открытых угольных терминалов может сказаться негативно, похоронить целую отрасль? - Скорее всего, бизнес просто будет искать пути обхода данного постановления, будет стремиться заполнить старые точки, группа экологов снова рванется туда. И с экономической точки зрения блага данное постановление краю не прибавит. - То есть вы негативно относитесь к закрытым терминалам? - Я не противник закрытых портов. Но инженеры меня поймут, если говорить о развитии, то это путь в никуда. Потому что это угольный порт, который будет переваливать около 4 млн тонн в год. А мы говорим об объемах на Дальнем Востоке, об увеличении до 50-70 млн. Это первый момент, что надо будет построить таких портов, наверное, 20, чтоб удовлетворить все потребности. Либо построить 4-5 нормальных портов открытого типа, удаленных от городской черты и выдерживающих полностью экологические нормативы, как это сделано в Европе. - Василий Викторович, какие отрицательные стороны вы можете выделить в закрытых терминалах по перевалке угля? - Может быть, для обывателя будет спокойнее, что терминал будет закрытым, но это поверхностный взгляд. Если рассуждать с инженерно-технической точки зрения: закрытый терминал – это огромный порт, внутрь которого мы хотим запаковать все, это огромная парусность объекта. Насколько сложным с архитектурной точки зрения должен быть такой объект, чтобы удержать всю конструкцию? Второе – пожароопасность. Если такой склад загорится, его не потушить просто так. Потом с точки зрения подхода, въезда, подъезда, раскрытий, энергооснащенности – это дополнительная энергетическая нагрузка на содержание такого склада. Вопрос в том, что при достаточном дефиците в крае газа на сегодняшний день - надо ставить газотурбинную установку, понадобятся дополнительные источники питания. Можно и 10 барьеров защиты придумать и поставить, но при таком достаточно дешевом продукте, как уголь (это же не алюминий), это не рентабельно. О лучшей преференции бизнесу - Всегда ли целесообразно применение новых технологий в угольной сфере? - По углю любую новую технологию надо приветствовать. Она все равно лучше старой. Ковшовый метод погрузки применяется везде. В той же Находке, порту Восточном, в Посьете. Все равно, если поставят более современный порт с конвейерной погрузкой, более совершенный и с удешевленными системами работы самих погрузочных механизмов и общей структуры, то стоимость погрузки угля будет менее 18 долларов за тонну угля, что реально повысит конкурентоспособность. - Такое удешевление сделать возможно? - Конечно, возможно. При достижении показателей порядка 20-25 миллионов тонн в год, я думаю, цена за погрузку одной тонны составит порядка 10-12 долларов. Это будет оптимально для инвесторов, а для природопользователей станет вполне приемлемым уровнем перевала. Это надо показать, и не бояться дискутировать. - Бизнесу, который занимается перевалкой угля, нужны преференции? Ведь говорят, что внедрение новых технологий будет неподъемно. - Здесь важно не мешать бизнесу. Вот это будет лучшая преференция со стороны государства. Не мешать, не вводить новые запреты, новые законы. Наши экологи и юристы – мы все - работали в системе Минприроды, Росприроднадзора. У нас серьезные и жесткие законы, охраняющие здоровье человека, экологическую обстановку. Вскоре должны выйти изменения в ФЗ о защите окружающей среды, там все прописано. У нас достаточно хорошая законодательная база. Но надо ее просто правильно применять. Для того чтобы внедрять технологии, которые бы позволили инспекторам вместе с населением эту ситуацию контролировать. Как говорится, на то и щука в озере – чтоб карась не дремал. Бизнес и так привык, что он под контролем, что его со всех сторон прижимают. - А мы не придем к проблеме спекуляции инспекторов, экологических организаций на этой ситуации? - У нас для этого есть государственно-экологическая экспертиза. Там сидят квалифицированные, серьезные люди. Ее пройти по новым технологиям не так просто. Сама процедура занимает длительное количество времени. - Бизнес готов вкладывать деньги в применение новых технологий? И еще вопрос: хватает ли специалистов, которые бы занимались внедрением современных технологий производства? - Новые технологии внедрять необходимо. Нужно поставить системы контроля. У нас огромный опыт работы. Мы посетили все порты. И нам хотелось просто приехать поговорить. Регион интересный, красивый. Я здесь встретил много единомышленников. - Отсутствие специалистов по внедрению технологий на Дальнем Востоке: проблема есть? - Это общероссийская проблема. В первую очередь, эти студенты как специалисты вырастают на производстве. В основном, это судостроители или судоремонтники. - Удалось ли поговорить с представителями бизнеса, связанного непосредственно с перевалкой угля, и найти точки соприкосновения? - Мне вчера удалось поговорить с генеральным директором порта Вера. Компетентный, приятный человек. Абсолютно взвешенно и правильно направленный на развитие этого участка. Ранее также познакомились с руководством порта Суходол, где, я так понял, идет борьба за место. Кому-то там что-то хочется сделать. Я слышал о рыбном кластере. Они должны разобраться между собой, кто какую нишу займет, кто имеет больше прав на участок. Это, наверное, вопрос уровня местных чиновников. С точки зрения самих этих бухт, мы смотрели, они идеальны что для порта Вера, что для Суходола. Это отдаленные от поселков места. С точки зрения розы ветров там естественное укрытие. В Суходоле был военный аэропорт в свое время. Там достаточно длинная посадочная полоса, вокруг закрыта горами. И, видимо, в районе этой посадочной полосы планируется делать угольный склад, защитить его барьерами и вынести дальше в бухту погрузочное устройство с конвейером. С точки зрения акватории, гидрологии, по-моему, тоже очень хорошее место. Но там, наверное, идет непонимание с местной властью. С точки зрения экологии для перегрузки угля открытым способом там нет никаких проблем. Также есть видение развития порта Восточный. Там есть место. В Находке сложнее менять технологию. Порты Находка, Туапсе, Мурманск, Махачкала – там сначала строился порт, а дальше наступал город. Поэтому исторический порт зажат городом. Сложнее, но там, значит, необходимо применять более сложные методы защиты и контроля. - Фонд "Чистые моря" готов способствовать каким-то образом внедрению технологий в Приморском крае? - Я считаю одной из основных задач фонда просветительскую деятельность. Рассказать и объяснить - это и есть часть нашей работы. Президент фонда Сергей Крикалев – один из лучших космонавтов мира, герой СССР, герой РФ. У нас давняя дружба с космонавтами. Мы даже ребят на орбите просим снимки с МКС делать - особенно тех горячих точек, вокруг которых поднимаются экологические волны. Помимо этого, наш фонд проводит благотворительные мероприятия. Мы работаем в основном с детскими домами. Организуем ребятам экологические акции, помогаем вещами, накрываем стол. Участвуем и в других интересных проектах. В свое время я работал директором сочинского Росморпорта, и мы готовили кругосветную парусную экспедицию, фонд ее сопровождал. Сейчас готовится огромный трансокеанский перелет на двух самолетах. Маршрут еще не отработан до конца. Экспедиция будет приурочена к юбилею Великой Победы в 2015 году. О политизированных экологах - Вы приняли участие в форуме "Природа без границ", где одной из главных тем было заявлено противостояние бизнеса и экологии. На ваш взгляд, где найти точки соприкосновения, чтобы это противостояние каким-то образом переросло во взаимовыгодное сотрудничество? - Имея большой опыт изучения объектов различной сложности, в основном морской направленности, мы наблюдаем экологические всплески в зависимости от местоположений и уровня объекта. То есть сначала начинается экологическая активность, как только начинается проект, потом она затихает, и экологи перекидываются на другой объект. Зачастую это носит заказной, политизированный характер. То же самое можно сказать и о западных экологах. Взять один из последних нашумевших случаев - высадку Гринписа на Приразломную. Мы еще прежде изучили эту платформу, были сами на ней, смотрели, как там соблюдают законодательство. Приразломная реально соответствует всем международным нормам, и уровень экологической безопасности там даже выше, чем у наших норвежских соседей. Однако мы наблюдали с вами совсем недавно эту выходку экологов из Гринпис. А за пару лет до этого мы видели разлив в Карибском море, где была страшная катастрофа, и при этом абсолютная тишина со стороны той же организации. Вот вам и западная сторона. Такое случается повсеместно. Это некий способ спекуляции, зарабатывания денег. - Василий Викторович, что бы Вы хотели сказать руководству нашего края, бизнесу и экологам? - Руководство края у вас сейчас достаточно прогрессивно настроено. Мне понравилось, как в ходе форума "Природа без границ" губернатор обошел каждый стенд, с каждым переговорил, вник. Это не каждый глава администрации делает, поверьте. Радует, что есть динамика. Владимир Миклушевский, насколько я знаю, выходец из научного сообщества. У него есть системный взгляд, он может где-то сделать аналитическую оценку динамики развития. Поэтому давайте пожелаем ему и его команде удачи. В целом, администрации края многое предстоит сделать. Я проехал и посмотрел ваш Дальневосточный федеральный университет. Это фантастика! Нам бы в свое время учиться в таких условиях. Это счастье учиться и жить в таком прекрасном месте. Быть молодым человеком, жить и учиться на Дальнем Востоке – это прекрасно. Мы всегда с большим удовольствием приезжаем в Приморье. А экологам мне бы хотелось пожелать одного – оставаться экологами, а не политиками. Подробнее: http://primamedia.ru/news/show.php?id=396472&printmode=1
[DETAIL_TEXT_TYPE] => html
[~DETAIL_TEXT_TYPE] => html
[PREVIEW_TEXT] =>
[~PREVIEW_TEXT] =>
[PREVIEW_TEXT_TYPE] => text
[~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text
[DETAIL_PICTURE] =>
[~DETAIL_PICTURE] =>
[TIMESTAMP_X] => 30.01.2019 16:43:27
[~TIMESTAMP_X] => 30.01.2019 16:43:27
[ACTIVE_FROM] => 20.01.2015 15:53:28
[~ACTIVE_FROM] => 20.01.2015 15:53:28
[LIST_PAGE_URL] => /novosti/
[~LIST_PAGE_URL] => /novosti/
[DETAIL_PAGE_URL] => /novosti/rukovoditel_ekologicheskogo_fonda_chistye_morya_rasskazal_o_preimushchestvakh_otkrytoy_perevalki_ugl/
[~DETAIL_PAGE_URL] => /novosti/rukovoditel_ekologicheskogo_fonda_chistye_morya_rasskazal_o_preimushchestvakh_otkrytoy_perevalki_ugl/
[LANG_DIR] => /
[~LANG_DIR] => /
[CODE] => rukovoditel_ekologicheskogo_fonda_chistye_morya_rasskazal_o_preimushchestvakh_otkrytoy_perevalki_ugl
[~CODE] => rukovoditel_ekologicheskogo_fonda_chistye_morya_rasskazal_o_preimushchestvakh_otkrytoy_perevalki_ugl
[EXTERNAL_ID] => 1609
[~EXTERNAL_ID] => 1609
[IBLOCK_TYPE_ID] => Content
[~IBLOCK_TYPE_ID] => Content
[IBLOCK_CODE] => news
[~IBLOCK_CODE] => news
[IBLOCK_EXTERNAL_ID] =>
[~IBLOCK_EXTERNAL_ID] =>
[LID] => s1
[~LID] => s1
[NAV_RESULT] =>
[NAV_CACHED_DATA] =>
[DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 20.01.2015
[IPROPERTY_VALUES] => Array
(
[ELEMENT_META_DESCRIPTION] => Руководитель экологического фонда "Чистые моря" рассказал о преимуществах открытой перевалки угля
[SECTION_META_TITLE] => Руководитель экологического фонда "Чистые моря" рассказал о преимуществах открытой перевалки угля Международный экологический фонд «Чистые моря»
[SECTION_META_KEYWORDS] => Руководитель экологического фонда "Чистые моря" рассказал о преимуществах открытой перевалки угля
[SECTION_META_DESCRIPTION] => Руководитель экологического фонда "Чистые моря" рассказал о преимуществах открытой перевалки угля
[SECTION_PAGE_TITLE] => Руководитель экологического фонда "Чистые моря" рассказал о преимуществах открытой перевалки угля
[ELEMENT_META_TITLE] => Руководитель экологического фонда "Чистые моря" рассказал о преимуществах открытой перевалки угля Международный экологический фонд «Чистые моря»
[ELEMENT_META_KEYWORDS] => Руководитель экологического фонда "Чистые моря" рассказал о преимуществах открытой перевалки угля
[SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Руководитель экологического фонда "Чистые моря" рассказал о преимуществах открытой перевалки угля
[SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Руководитель экологического фонда "Чистые моря" рассказал о преимуществах открытой перевалки угля
[SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Руководитель экологического фонда "Чистые моря" рассказал о преимуществах открытой перевалки угля
[SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Руководитель экологического фонда "Чистые моря" рассказал о преимуществах открытой перевалки угля
[ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Руководитель экологического фонда "Чистые моря" рассказал о преимуществах открытой перевалки угля
[ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Руководитель экологического фонда "Чистые моря" рассказал о преимуществах открытой перевалки угля
[ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Руководитель экологического фонда "Чистые моря" рассказал о преимуществах открытой перевалки угля
[ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Руководитель экологического фонда "Чистые моря" рассказал о преимуществах открытой перевалки угля
)
[FIELDS] => Array
(
[PREVIEW_PICTURE] => Array
(
[ID] => 1642
[TIMESTAMP_X] => 25.10.2018 15:57:56
[MODULE_ID] => iblock
[HEIGHT] => 1504
[WIDTH] => 2256
[FILE_SIZE] => 1515996
[CONTENT_TYPE] => image/jpeg
[SUBDIR] => iblock/6de
[FILE_NAME] => 6de36c515ebdc8a3876a07694b9ba576.JPG
[ORIGINAL_NAME] => IMG_6292.JPG
[DESCRIPTION] =>
[HANDLER_ID] =>
[EXTERNAL_ID] => 766532b150db29fb24bd195c9b695a7f
[VERSION_ORIGINAL_ID] =>
[META] =>
[SRC] => /upload/iblock/6de/6de36c515ebdc8a3876a07694b9ba576.JPG
[UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/6de/6de36c515ebdc8a3876a07694b9ba576.JPG
[SAFE_SRC] => /upload/iblock/6de/6de36c515ebdc8a3876a07694b9ba576.JPG
[ALT] => Руководитель экологического фонда "Чистые моря" рассказал о преимуществах открытой перевалки угля
[TITLE] => Руководитель экологического фонда "Чистые моря" рассказал о преимуществах открытой перевалки угля
)
)
[PROPERTIES] => Array
(
[PHOTO_SLIDE] => Array
(
[ID] => 25
[TIMESTAMP_X] => 2020-09-08 15:30:06
[IBLOCK_ID] => 4
[NAME] => Фото для слайдера
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => PHOTO_SLIDE
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => F
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => Y
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => Y
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] =>
[VALUE] =>
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[~VALUE] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Фото для слайдера
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
)
[DISPLAY_PROPERTIES] => Array
(
)
[IBLOCK] => Array
(
[ID] => 4
[~ID] => 4
[TIMESTAMP_X] => 22.10.2018 15:14:28
[~TIMESTAMP_X] => 22.10.2018 15:14:28
[IBLOCK_TYPE_ID] => Content
[~IBLOCK_TYPE_ID] => Content
[LID] => s1
[~LID] => s1
[CODE] => news
[~CODE] => news
[API_CODE] =>
[~API_CODE] =>
[NAME] => Новости
[~NAME] => Новости
[ACTIVE] => Y
[~ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[~SORT] => 500
[LIST_PAGE_URL] => /novosti/
[~LIST_PAGE_URL] => /novosti/
[DETAIL_PAGE_URL] => /novosti/#ELEMENT_CODE#/
[~DETAIL_PAGE_URL] => /novosti/#ELEMENT_CODE#/
[SECTION_PAGE_URL] =>
[~SECTION_PAGE_URL] =>
[CANONICAL_PAGE_URL] => /novosti/news/
[~CANONICAL_PAGE_URL] => /novosti/news/
[PICTURE] =>
[~PICTURE] =>
[DESCRIPTION] =>
[~DESCRIPTION] =>
[DESCRIPTION_TYPE] => text
[~DESCRIPTION_TYPE] => text
[RSS_TTL] => 24
[~RSS_TTL] => 24
[RSS_ACTIVE] => Y
[~RSS_ACTIVE] => Y
[RSS_FILE_ACTIVE] => N
[~RSS_FILE_ACTIVE] => N
[RSS_FILE_LIMIT] =>
[~RSS_FILE_LIMIT] =>
[RSS_FILE_DAYS] =>
[~RSS_FILE_DAYS] =>
[RSS_YANDEX_ACTIVE] => N
[~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N
[XML_ID] =>
[~XML_ID] =>
[TMP_ID] =>
[~TMP_ID] =>
[INDEX_ELEMENT] => Y
[~INDEX_ELEMENT] => Y
[INDEX_SECTION] => Y
[~INDEX_SECTION] => Y
[WORKFLOW] => N
[~WORKFLOW] => N
[BIZPROC] => N
[~BIZPROC] => N
[SECTION_CHOOSER] => L
[~SECTION_CHOOSER] => L
[LIST_MODE] => C
[~LIST_MODE] => C
[RIGHTS_MODE] => S
[~RIGHTS_MODE] => S
[SECTION_PROPERTY] => N
[~SECTION_PROPERTY] => N
[PROPERTY_INDEX] => N
[~PROPERTY_INDEX] => N
[VERSION] => 1
[~VERSION] => 1
[LAST_CONV_ELEMENT] => 0
[~LAST_CONV_ELEMENT] => 0
[SOCNET_GROUP_ID] =>
[~SOCNET_GROUP_ID] =>
[EDIT_FILE_BEFORE] =>
[~EDIT_FILE_BEFORE] =>
[EDIT_FILE_AFTER] =>
[~EDIT_FILE_AFTER] =>
[SECTIONS_NAME] => Разделы
[~SECTIONS_NAME] => Разделы
[SECTION_NAME] => Раздел
[~SECTION_NAME] => Раздел
[ELEMENTS_NAME] => Элементы
[~ELEMENTS_NAME] => Элементы
[ELEMENT_NAME] => Элемент
[~ELEMENT_NAME] => Элемент
[REST_ON] => N
[~REST_ON] => N
[EXTERNAL_ID] =>
[~EXTERNAL_ID] =>
[LANG_DIR] => /
[~LANG_DIR] => /
[SERVER_NAME] => cleanseas.ru
[~SERVER_NAME] => cleanseas.ru
)
[SECTION] => Array
(
[PATH] => Array
(
)
)
[SECTION_URL] =>
[META_TAGS] => Array
(
[TITLE] => Руководитель экологического фонда "Чистые моря" рассказал о преимуществах открытой перевалки угля
[ELEMENT_CHAIN] => Руководитель экологического фонда "Чистые моря" рассказал о преимуществах открытой перевалки угля
[BROWSER_TITLE] => Руководитель экологического фонда "Чистые моря" рассказал о преимуществах открытой перевалки угля Международный экологический фонд «Чистые моря»
[KEYWORDS] => Руководитель экологического фонда "Чистые моря" рассказал о преимуществах открытой перевалки угля
[DESCRIPTION] => Руководитель экологического фонда "Чистые моря" рассказал о преимуществах открытой перевалки угля
)
)
20.01.2015
Руководитель экологического фонда "Чистые моря" рассказал о преимуществах открытой перевалки угля
Василий Богословский: Экологам не следует превращаться в политиков (ВИДЕО) Подробнее: http://primamedia.ru/news/show.php?id=396472&printmode=1 Постановление о запрете строительства новых открытых угольных терминалов в Приморском крае может не дать того экономического эффекта, на который рассчитывают власти региона. Закрытые терминалы, как правило, маломощны и требуют больших финансовых затрат. О проблеме перевалки угля, новых технологиях в угольной сфере, внедрению их в Приморье, а также о том, что экологам нельзя превращаться в политиков в прямом эфире PrimaMediaLIVE рассказал Василий Богословский - руководитель, основатель и идеолог международного экологического фонда "Чистые моря", почетный работник морского и речного флота РФ, почетный полярник России. Об экономическом эффекте - 23-24 октября во Владивостоке в кампусе ДВФУ на острове Русском состоялся Восьмой международный экологический форум "Природа без границ". Василий Викторович, какую проблему фонд "Чистые моря" обозначил в ходе мероприятия? - Мы рассматривали пылящие порты: угольные и зерновые, и их перспективы, с учетом развития Дальнего Востока. Отмечу, что это значимый вектор движения страны именно в эту сторону. Такие крупные объекты важны не только с учетом санкций, а с учетом освоения территорий и усиления промышленного и транспортного сектора. И, конечно, где, если не на Дальнем Востоке создавать такие мощные перерабатывающие центры и новые порты, новые экспортные и импортные точки и склады отгрузки – центры прибыли, которые бы поработали для развития этой части российской территории. - Фонд учитывал международный опыт в сфере открытых угольных терминалов? - Если рассматривать угольную проблему, и мы о ней говорили, то можно, конечно, выслушать много мнений, много различных точек зрения. Но мы в первую очередь всегда берем факты влияния на человека, определенного вида продукта на экологию. Безусловно, изучение международного опыта важно. Наши специалисты и я сам были практически во всех портах, где переваливается уголь. Начнем с юга: Туапсе - самый мощный, далее – Таганрог, Ейск, Усть-Луга – мощный порт на Балтике, далее – Архангельск, Мурманск, порт Восточный, Владивосток, Находка. Закрытых угольных терминалов практически нет, кроме Вентспилса в Европе. Но Вентспилс – это ограниченно связанный практически нахождением порта в городской черте. А остальные порты, как Антверпен и Роттердам, где переваливается огромное количество угля, - открытого типа. Поэтому мы смотрели, как производится экологический надзор и контроль в этих пылящих угольных терминалах, и как они минимизируют это воздействие, чтобы на границе санитарно-защитной зоны выдерживались предельно-допустимые концентрации угольной пыли. В общем-то, мы все это изучили, и вот цель нашего проекта была именно такая – показать и успокоить людей, потому что если мы будем здесь строить крытые порты, как предлагает администрация, ну что ж, давайте построим. - Так ведь администрация Приморья приняла постановление о запрете открытых угольных терминалов. - Я не критикую это постановление с точки зрения его правильности. Оно, может быть, и правильно. Но даст ли это постановление экономический эффект? Никто не будет строить крытые терминалы для угля на 20 миллионов тонн в ближайшие 10-15 лет. Это я вам говорю ответственно. Поэтому стоит ли такие постановления принимать? - Вы считаете, что постановление по запрету строительства новых открытых угольных терминалов может сказаться негативно, похоронить целую отрасль? - Скорее всего, бизнес просто будет искать пути обхода данного постановления, будет стремиться заполнить старые точки, группа экологов снова рванется туда. И с экономической точки зрения блага данное постановление краю не прибавит. - То есть вы негативно относитесь к закрытым терминалам? - Я не противник закрытых портов. Но инженеры меня поймут, если говорить о развитии, то это путь в никуда. Потому что это угольный порт, который будет переваливать около 4 млн тонн в год. А мы говорим об объемах на Дальнем Востоке, об увеличении до 50-70 млн. Это первый момент, что надо будет построить таких портов, наверное, 20, чтоб удовлетворить все потребности. Либо построить 4-5 нормальных портов открытого типа, удаленных от городской черты и выдерживающих полностью экологические нормативы, как это сделано в Европе. - Василий Викторович, какие отрицательные стороны вы можете выделить в закрытых терминалах по перевалке угля? - Может быть, для обывателя будет спокойнее, что терминал будет закрытым, но это поверхностный взгляд. Если рассуждать с инженерно-технической точки зрения: закрытый терминал – это огромный порт, внутрь которого мы хотим запаковать все, это огромная парусность объекта. Насколько сложным с архитектурной точки зрения должен быть такой объект, чтобы удержать всю конструкцию? Второе – пожароопасность. Если такой склад загорится, его не потушить просто так. Потом с точки зрения подхода, въезда, подъезда, раскрытий, энергооснащенности – это дополнительная энергетическая нагрузка на содержание такого склада. Вопрос в том, что при достаточном дефиците в крае газа на сегодняшний день - надо ставить газотурбинную установку, понадобятся дополнительные источники питания. Можно и 10 барьеров защиты придумать и поставить, но при таком достаточно дешевом продукте, как уголь (это же не алюминий), это не рентабельно. О лучшей преференции бизнесу - Всегда ли целесообразно применение новых технологий в угольной сфере? - По углю любую новую технологию надо приветствовать. Она все равно лучше старой. Ковшовый метод погрузки применяется везде. В той же Находке, порту Восточном, в Посьете. Все равно, если поставят более современный порт с конвейерной погрузкой, более совершенный и с удешевленными системами работы самих погрузочных механизмов и общей структуры, то стоимость погрузки угля будет менее 18 долларов за тонну угля, что реально повысит конкурентоспособность. - Такое удешевление сделать возможно? - Конечно, возможно. При достижении показателей порядка 20-25 миллионов тонн в год, я думаю, цена за погрузку одной тонны составит порядка 10-12 долларов. Это будет оптимально для инвесторов, а для природопользователей станет вполне приемлемым уровнем перевала. Это надо показать, и не бояться дискутировать. - Бизнесу, который занимается перевалкой угля, нужны преференции? Ведь говорят, что внедрение новых технологий будет неподъемно. - Здесь важно не мешать бизнесу. Вот это будет лучшая преференция со стороны государства. Не мешать, не вводить новые запреты, новые законы. Наши экологи и юристы – мы все - работали в системе Минприроды, Росприроднадзора. У нас серьезные и жесткие законы, охраняющие здоровье человека, экологическую обстановку. Вскоре должны выйти изменения в ФЗ о защите окружающей среды, там все прописано. У нас достаточно хорошая законодательная база. Но надо ее просто правильно применять. Для того чтобы внедрять технологии, которые бы позволили инспекторам вместе с населением эту ситуацию контролировать. Как говорится, на то и щука в озере – чтоб карась не дремал. Бизнес и так привык, что он под контролем, что его со всех сторон прижимают. - А мы не придем к проблеме спекуляции инспекторов, экологических организаций на этой ситуации? - У нас для этого есть государственно-экологическая экспертиза. Там сидят квалифицированные, серьезные люди. Ее пройти по новым технологиям не так просто. Сама процедура занимает длительное количество времени. - Бизнес готов вкладывать деньги в применение новых технологий? И еще вопрос: хватает ли специалистов, которые бы занимались внедрением современных технологий производства? - Новые технологии внедрять необходимо. Нужно поставить системы контроля. У нас огромный опыт работы. Мы посетили все порты. И нам хотелось просто приехать поговорить. Регион интересный, красивый. Я здесь встретил много единомышленников. - Отсутствие специалистов по внедрению технологий на Дальнем Востоке: проблема есть? - Это общероссийская проблема. В первую очередь, эти студенты как специалисты вырастают на производстве. В основном, это судостроители или судоремонтники. - Удалось ли поговорить с представителями бизнеса, связанного непосредственно с перевалкой угля, и найти точки соприкосновения? - Мне вчера удалось поговорить с генеральным директором порта Вера. Компетентный, приятный человек. Абсолютно взвешенно и правильно направленный на развитие этого участка. Ранее также познакомились с руководством порта Суходол, где, я так понял, идет борьба за место. Кому-то там что-то хочется сделать. Я слышал о рыбном кластере. Они должны разобраться между собой, кто какую нишу займет, кто имеет больше прав на участок. Это, наверное, вопрос уровня местных чиновников. С точки зрения самих этих бухт, мы смотрели, они идеальны что для порта Вера, что для Суходола. Это отдаленные от поселков места. С точки зрения розы ветров там естественное укрытие. В Суходоле был военный аэропорт в свое время. Там достаточно длинная посадочная полоса, вокруг закрыта горами. И, видимо, в районе этой посадочной полосы планируется делать угольный склад, защитить его барьерами и вынести дальше в бухту погрузочное устройство с конвейером. С точки зрения акватории, гидрологии, по-моему, тоже очень хорошее место. Но там, наверное, идет непонимание с местной властью. С точки зрения экологии для перегрузки угля открытым способом там нет никаких проблем. Также есть видение развития порта Восточный. Там есть место. В Находке сложнее менять технологию. Порты Находка, Туапсе, Мурманск, Махачкала – там сначала строился порт, а дальше наступал город. Поэтому исторический порт зажат городом. Сложнее, но там, значит, необходимо применять более сложные методы защиты и контроля. - Фонд "Чистые моря" готов способствовать каким-то образом внедрению технологий в Приморском крае? - Я считаю одной из основных задач фонда просветительскую деятельность. Рассказать и объяснить - это и есть часть нашей работы. Президент фонда Сергей Крикалев – один из лучших космонавтов мира, герой СССР, герой РФ. У нас давняя дружба с космонавтами. Мы даже ребят на орбите просим снимки с МКС делать - особенно тех горячих точек, вокруг которых поднимаются экологические волны. Помимо этого, наш фонд проводит благотворительные мероприятия. Мы работаем в основном с детскими домами. Организуем ребятам экологические акции, помогаем вещами, накрываем стол. Участвуем и в других интересных проектах. В свое время я работал директором сочинского Росморпорта, и мы готовили кругосветную парусную экспедицию, фонд ее сопровождал. Сейчас готовится огромный трансокеанский перелет на двух самолетах. Маршрут еще не отработан до конца. Экспедиция будет приурочена к юбилею Великой Победы в 2015 году. О политизированных экологах - Вы приняли участие в форуме "Природа без границ", где одной из главных тем было заявлено противостояние бизнеса и экологии. На ваш взгляд, где найти точки соприкосновения, чтобы это противостояние каким-то образом переросло во взаимовыгодное сотрудничество? - Имея большой опыт изучения объектов различной сложности, в основном морской направленности, мы наблюдаем экологические всплески в зависимости от местоположений и уровня объекта. То есть сначала начинается экологическая активность, как только начинается проект, потом она затихает, и экологи перекидываются на другой объект. Зачастую это носит заказной, политизированный характер. То же самое можно сказать и о западных экологах. Взять один из последних нашумевших случаев - высадку Гринписа на Приразломную. Мы еще прежде изучили эту платформу, были сами на ней, смотрели, как там соблюдают законодательство. Приразломная реально соответствует всем международным нормам, и уровень экологической безопасности там даже выше, чем у наших норвежских соседей. Однако мы наблюдали с вами совсем недавно эту выходку экологов из Гринпис. А за пару лет до этого мы видели разлив в Карибском море, где была страшная катастрофа, и при этом абсолютная тишина со стороны той же организации. Вот вам и западная сторона. Такое случается повсеместно. Это некий способ спекуляции, зарабатывания денег. - Василий Викторович, что бы Вы хотели сказать руководству нашего края, бизнесу и экологам? - Руководство края у вас сейчас достаточно прогрессивно настроено. Мне понравилось, как в ходе форума "Природа без границ" губернатор обошел каждый стенд, с каждым переговорил, вник. Это не каждый глава администрации делает, поверьте. Радует, что есть динамика. Владимир Миклушевский, насколько я знаю, выходец из научного сообщества. У него есть системный взгляд, он может где-то сделать аналитическую оценку динамики развития. Поэтому давайте пожелаем ему и его команде удачи. В целом, администрации края многое предстоит сделать. Я проехал и посмотрел ваш Дальневосточный федеральный университет. Это фантастика! Нам бы в свое время учиться в таких условиях. Это счастье учиться и жить в таком прекрасном месте. Быть молодым человеком, жить и учиться на Дальнем Востоке – это прекрасно. Мы всегда с большим удовольствием приезжаем в Приморье. А экологам мне бы хотелось пожелать одного – оставаться экологами, а не политиками. Подробнее: http://primamedia.ru/news/show.php?id=396472&printmode=1