Продолжается ледовый этап экспедиции по изучению каспийского тюленя

Российские ученые и экологи продолжают авиационный ледовый учет тюленей над акваторией российской части Каспийского моря в рамках проекта «Душа Каспия». Научная группа, состоящая из специалистов по морским млекопитающим ВНИРО (Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии) и ИПЭЭ РАН (Институт проблем экологии и эволюции им. Северцова) совместно с сотрудниками экологического Фонда «Чистые моря» и АО «Юнайтед Телеком» ведут исследовательскую работу с применением двух видов воздушных судов российского производства, оборудованных оптической и инфракрасной видео- и фото-аппаратурой: пилотируемого самолета-амфибии Ла-8 и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) «ДИАМ-Аэро».
Реализация проекта в этом году стала возможной благодаря инициативе Министерства природных ресурсов и экологии РФ и поддержке компании ПАО «ЛУКОЙЛ».
Февраль – уникальный период в жизни каспийского тюленя. В это время вся популяция собирается на льдах, где происходит рождение детенышей-бельков и последующее спаривание взрослых животных. Начиная с 2020 г., ледовые учеты тюленей ежегодно выполняются учеными России и Республики Казахстан в рамках совместных исследований, но в текущем году впервые прочный ледовый покров установился не только в казахстанском, но и в российском секторе Каспийского моря. Задача российской экспедиционной группы - провести авиаучёт тюленей в западной, российской зоне Северного Каспия, в то время как казахстанские коллеги выполняют аналогичные работы в восточной части Каспия.
Летать по маршрутам приходится в непростых климатических условиях Каспия, с его непредсказуемостью и сильнейшими февральскими ветрами. Преодолевать эти трудности помогает опытный командир Ла-8 – Герой России, космонавт и лётчик-испытатель 1 класса Валерий Токарев. Второй пилот – Наталья Дмитриева. Воздушная лаборатория проходит галсами над замерзшей акваторией Каспийского моря в поисках тюленьих залёжек. Окна самолёта оснащены блистерами (выпуклые иллюминаторы, увеличивающие угол обзора научным наблюдателям). Также в Ла-8 установлено специально разработанное выдвижное устройство - система видеосъёмки.

Одновременно с самолетом бесшумные БПЛА незаметно для тюленей подробно сканируют обнаруженные скопления для детального учета их численности и регистрации размерных характеристик.
Совместное использование пилотируемого самолета и БПЛА позволяет значительно повысить точность оценки численности. Ледовый период на Каспии недолгий, да и бельки быстро взрослеют и уходят в самостоятельное плавание. Детёныш считается детёнышем только пока его кормит мама – около 3-4 недель. Потом он становится полностью самостоятельным.

На сегодняшний день по запланированным маршрутам выполнено три полета на самолете Ла-8 общей протяженностью около 2450 километров и пять вылетов БПЛА суммарной протяженностью свыше 2500 км. Обследована акватория площадью более 9 тысяч кв.км. Наличие тепловизоров на борту летательных аппаратов позволяет находить не только взрослых тюленей, но и бельков на белом льду, которых человеческим глазом увидеть с высоты невозможно. В российской части Северного Каспия встречи с тюленями зафиксированы вдоль южной кромки ледяных полей, примыкающих к дельте Волги. В основном, это отдельные особи и небольшие группы от 3 до 15 тюленей. Точные цифры появятся после обработки материалов, полученных с помощью комплексов мониторинга (фото- видеокамеры и тепловизора), установленных на летательных аппаратах.
Информация о результатах полётов будет регулярно публиковаться на официальных сайтах ВНИРО (www.vniro.ru), ИПЭЭ им. А.Н. Северцова РАН (www.sev-in.ru), сайте и в социальных сетях Фонда «Чистые моря» (www.cleanseas.ru и https://t.me/cleanseasfund).