Телефон:

+7 499 142-07-54

Задать вопрос
Нажимая кнопку "Отправить" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

   Москва, ул.Барклая, 17

   E-mail: info@cleanseas.ru

С мечтой о чистом синем море – с заботой о здоровье нации

Как сегодня строится работа по улучшению экологического состояния морской среды на негосударственном уровне? Какие ресурсы задействованы здесь? Есть ли практические результаты? Мы попросили ответить на эти вопросы руководителя Международного экологического фонда «Чистые моря», Почётного работника морского и речного флота, Почётного полярника России Василия Богословского.

Факт

В основном, качество воды изменяется от «умеренно-загрязнённой» до «загрязнённой». Остаётся очень высоким уровень загрязнения вод в Кольском заливе Баренцева моря. По-прежнему воды бухты Золотой Рог считаются самой загрязнённой морской акваторией РФ. Основными загрязнителями здесь являются нефтяные углеводороды. Однако концентрация фенолов, СПАВ, тяжёлых металлов, пестицидов также очень значительная и часто превышает допустимые нормативы. Вода оценивается как «очень грязная».

Фонд объединяет людей, осознающих экологическую ответственность за сохранение водной среды нашей планеты. В составе этой международной организации – учёные-экологи, гидрологи и микробиологи, геоэкологи и другие специалисты, принимающие активное участие в международных программах защиты окружающей среды, научных исследованиях, разработке программ мониторинга загрязнений, внедрении чистых и малоотходных технологий. В своей работе Фонд активно взаимодействует с государственными и частными организациями в вопросах защиты и сохранения морской среды.

– Василий Викторович, расскажите о деятельности Фонда «Чистые моря» в совершенствовании морского законодательства в области экологического состояния морской среды.

– С 2009 года Фонд занимался вопросами размещения грунтов в под водных отвалах во внутренних морских водах Российской Федерации. Именно руководству Фонда принадлежала инициатива легализовать морские свалки. Нашими специалистами была проведена серьёзная аналитическая работа, результаты которой (вместе с механизмом по совершенствованию законодательства в этой части) были представлены в Министерство транспорта РФ. На основании полученных консультаций, в Федеральном законе №155-ФЗ «О внутренних морских во дах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» появилась статья 37.1, регламентирующая порядок организации морских свалок.

При этом стоит отметить, что практика показала: законодательство в этой части по-прежнему остается несовершенным, внедрение новой нормы требует развития. Позиция специалистов Фонда в данном вопросе базируется на необходимости вовлечения бизнеса в процесс организации и функционирования морских свалок, в том числе, в определении операторов свалок грунта, установлении их прав и обязанностей, выработке учёта, контроля, и обеспечения мониторинга перемещаемых грунтов.

– Какая динамика прослеживается сегодня в целом в отношении экологии морей нашей страны? Есть ли положительные изменения?

– Результаты мониторинга загрязнения морских вод и донных отложений прибрежных районов морей Российской Федерации по гидрохимическим показателям свидетельствуют об отсутствии в последние годы значительных изменений качества морской среды.

Отбор проб для исследования проводят сотрудники Международного экологического Фонда «Чистые моря»

– Какие проблемы и вопросы в сфере экологии морей сегодня стоят наиболее остро? Какова, на ваш взгляд, должна быть степень общественного участия в этом процессе?

– Экологическое состояние морей в настоящий момент достаточно стабильно. Основными негативными факторами являются, прежде всего, сброс загрязняющих веществ в акваторию; загрязнение прибрежных зон бытовыми отходами, а также дноуглубительные работы и работы по сбросу грунта в подводные отвалы.

Все вышеперечисленные факторы негативного воздействия можно максимально сократить при условии соблюдения хозяйствующими субъектами требований природоохранного законодательства, применения ими наилучших доступных технологий в сфере охраны окружающей среды. Не секрет, что многие крупные города не имеют качественных систем очистки сточных вод, что не может не сказываться негативно на состоянии прибрежных морских акваторий.

Все мы понимаем, как много значит работа по развитию морской транспортной отрасли в России. Это перспективное направление со временем может стать альтернативой железнодорожным и автомобильным перевозкам. Но в условиях интенсивного строительства объектов морской инфраструктуры уделяется недостаточно внимания состоянию морских судов поколения 80-90-х годов прошлого века. И если наши новые порты обеспечены всем необходимым природоохранным оборудованием, то российский флот в большинстве своем морально и физически устарел.

Ещё одной проблемой является неотрегулированный до конца механизм организации морских свалок грунта. В своё время нам удалось объяснить законодателям, что свалки в море необходимо легализовать и чётко прописать механизм их организации, наладить эффективную систему контроля, установить разрешительный порядок. Это всё было сделано, и сейчас все морские свалки занесены в специализированный реестр. Однако остаётся проблема организации хозяйственной деятельности на конкретном объекте размещения грунта. У морских свалок нет операторов, и по завершению срока действия разрешения на сброс грунта объект остаётся, по сути, бесхозным. Такая ситуация, на наш взгляд, недопустима и требует внимания. У свалок должен быть ответственный оператор, который будет следить за экологическим состоянием акватории, контролировать соблюдение технологии дампинга грунта, организовывать проведение требуемых компенсационных мероприятий.

Что касается степени общественного участия в природоохранной деятельности, то тут всегда необходимо придерживаться правила золотой середины. Общественность зачастую необъективна в оценке некоторых аспектов хозяйственной деятельности и руководствуется скорее эмоциями. Такой подход создает массу ненужных проблем. Самые распространенные – это блокирование инвестиционных проектов в сфере развития морской транспортной отрасли. Сложно понять мотивы таких агрессивных общественных организаций, которые пытаются взять на себя несвойственную им роль в принятии решений относительно необходимости экономического развития того или иного прибрежного региона. Гораздо более эффективной, на наш взгляд, является работа тех общественных природоохранных структур, которые ежедневно занимаются решением текущих экологических вопросов, которых, как вы знаете, очень много.

Мурманский морской торговый порт стал передовым в области охраны природы во многом благодаря услилиям Фонда «Чистые моря»

Исключительную пользу, с точки зрения экологии, приносят программы по привлечению инвестиций в строительство очистных сооружений, организацию буферных зелёных зон вокруг крупных производств, решение проблем утилизации и переработки отходов, рекультивации полигонов ТБО. Особо хочется отметить необходимость работы с подрастающим поколением, повышение экологической ответственности населения и его уровня знаний в этой области. Вот лишь небольшой перечень вопросов, в которых мы видим фронт работы для общественных природоохранных организаций.

– Ваш Фонд был участником многих проектов по оценке состояния морской среды в регионах России. Кто обычно инициирует такие проекты? Чем объясняется интерес к ним? Требованиями природоохранного законодательства или эколого-социальной ответственностью компаний, работающих на море?

– Инициатором подобных проектов, как правило, выступает Фонд. Это наша основная задача – привлечь внимание к проблемам состояния морских акваторий, заинтересовать предприятия, продемонстрировав преимущества экологически ориентированного ведения хозяйственной деятельности.

Надо отметить, что уровень экологической ответственности в нашей стране значительно вырос, и представители бизнеса охотно идут на контакт, поддерживая природоохранные инициативы Фонда.

– Сколько времени требуется, чтобы провести все необходимые исследования и внести улучшения в действующий порядок работы промкомпании или порта?

– Для проведения экологического аудита хозяйственной деятельности порта требуется примерно три месяца. По результатам аудита мы выдаем рекомендации и, совместно с руководством порта, формируем план природоохранных мероприятий. Сроки реализации таких мероприятий зависят от ряда факторов: наличия доступных технологий, сроков проектирования, сроков строительства и введения в эксплуатацию природоохранного оборудования. Безусловно, большое значение имеет ценовой фактор. Импортное природоохранное оборудование стоит очень дорого, а свои аналоги мы внедряем медленно.

– Какой из проектов в морских регионах России стал самым запоминающимся? Есть ли реальные результаты деятельности по оценке состояния морской среды, внедрению новых технологий в снижения негативного воздействия на неё?

– Социально важной, на наш взгляд, является работа Фонда совместно с Мурманским морским торговым портом. Вот уже второй год мы ведём совместную программу по снижению негативного воздействия от хозяйственной деятельности порта, связанной с перевалкой угля. За это время порт ввёл в действие систему пылеподавления, осуществил комплексный мониторинг акватории Кольского залива, спроектировал очистные сооружения и приступил к их строитель ству.

В планах порта – проработка вопросов озеленения территории в целях формирования естественного зелёного барьера на пути распространения угольной пыли. Также рассматриваются предложения по строительству заградительных сооружений.

При этом мы ежемесячно осуществляем инструментальный контроль содержания пыли в городе Мурманске, анализируем её состав, устанавливаем источники происхождения. Результаты исследований показывают высокую эффективность запущенной портом системы пылеподавления, но она ещё не работала в условиях зимы и низких температур.

Мурманский морской торговый порт стал передовым в области охраны природы во многом благодаря услилиям Фонда «Чистые моря»

Знаковым проектом для нас в этом году стало проведение международного экологического Форума «День Каспия». Фонд стал инициатором и официальным модератором этого мероприятия. Дата – 12 августа – выбрана не случайно – она приурочена ко дню вступления в силу Международной Рамочной Конвенции по защите морской среды Каспийского моря, подписанной 4 ноября 2003 г. в Тегеране (Иран) представителями пяти прикаспийских стран: Азербайджанской Республики, Исламской Республики Иран, Республики Казахстан, Российской Федерации и Туркменистана. Форум проходил при официальной поддержке Совета Федерации РФ, Министерства природных ресурсов и экологии России, Правительства Астраханской области, Администрации муниципального образования «Город Астрахань», неправительственных природоохранных организаций и экологически-ответственного бизнеса. Уровень участников и почётных гостей был весьма представительным. Основная миссия Форума – защита уникальной экосистемы Каспия, – региона, оказавшегося в центре экономических интересов нескольких государств.

Мнение

Василий Богословский, Руководитель Фонда «Чистые моря»:
– Гораздо более эффективной, на наш взгляд, является работа тех общественных природоохранных структур, которые ежедневно занимаются решением текущих экологических вопросов, которых, как вы знаете, очень много.

На площадках Дня Каспия удалось собрать заинтересованных представителей федеральных и региональных органов власти, бизнеса и научного сообщества, некоммерческих организаций из разных регионов России, а также иностранных государств Каспийской «пятёрки». На пленарном заседании, на круглых столах и во время деловых переговоров были подняты такие вопросы, как состояние и перспективы осетровых пород рыб, применение технологии нулевого сброса для нефтедобывающих платформ и технологии утилизации нефтесодержащих отходов, развитие судоходства и портовой инфраструктуры в Каспийском море, защита акватории от сбросов с судов, мониторинговые исследования морской акватории и экологическая безопасность…

Мы очень надеемся, что совместными усилиями нам удастся внести свой посильный вклад в развитие сотрудничества прибрежных государств Каспия в природоохранной сфере, чтобы избежать качественного и количественного истощения природных ресурсов Каспийского региона.

Так что впереди у нас ещё много работы…

Фонд "Чистые Моря"

Руководство фонда:

Президент фонда - советский и российский космонавт - Герой Советского Союза и Герой России -Крикалёв Сергей Константинович

Генеральный директор - Богословский Василий Викторович 

Заместитель Генерального директора Фонда - руководитель морских проектов - Смирнов Сергей Викторович 

Заместитель Генерального директора - Главный эколог - Волкова Юлия Викторовна 

Заместитель Генерального директора по связям с общественностью - Субботина Анна Юрьевна 

Соучредитель фонда - Лукьянова Светлана Николаевна

 

телефон: +7(499) 142-07-54

e-mail: info@cleanseas.ru

Москва, ул.Барклая, д.17

Copyright © 2013-2016 ФОНД «ЧИСТЫЕ МОРЯ». Все права защищены.

Карта сайта

Наверх